Настроить достройку

Сколько еще пустовать новым домам для ученых?

Академическим институтам в последние месяцы приходилось несладко. К общим карантинным сложностям добавились специ­фические — связанные с обновлением состава и перестройкой структуры управляющего министерства. Тем временем на повестку дня вышли вопросы, связанные не только с организацией работы учреждений, но и с реализацией социальных программ, основная из которых — обеспечение жильем сотрудников НИИ. Недавно состоялось первое после затянувшегося перерыва заседание Жилищной комиссии Минобрнауки РФ.
О том, какие проблемы накопились в жилищной сфере и как предлагается их решать, «Поиску» рассказал член Жилищной комиссии Министерства науки и высшего образования, заместитель председателя Профсоюза работников Российской академии наук Яков БОГОМОЛОВ.
— Яков Леонидович, говорят, профсоюзу пришлось обращаться в министерство с предложением о срочном проведении заседания Жилищной комиссии. С чем это было связано?
— По положению комиссия собирается не реже, чем раз в два месяца. Предельный срок пару недель назад прошел, к тому же появилась насущная потребность. 1 июня двум претендентам на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений (государственных жилищных сертификатов — ГЖС) исполнилось по 36 лет. И если бы их судьба до этого не была решена, они потеряли бы право на получение ГЖС. Документы ученые сдали в положенный срок — до 1 ноября предыдущего года, так что они с большой вероятностью стали бы восстанавливать свои права в суде. Такие прецеденты уже бывали, один судебный процесс продолжается и в настоящее время.
Кроме того, требовали своевременного рассмотрения в соответствии с установленными нормативами и другие вопросы. Приостановились, например, включение в специализированный жилищный фонд квартир и общежитий, находящихся на балансе Минобрнауки и подведомственных организаций, а также рассмотрение заявлений сотрудников научно-образовательных структур о включении их в списки граждан, имеющих право стать членами жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с Федеральном законом «О содействии развитию жилищного строительства» (161-ФЗ).
С сожалением приходится констатировать, что при реформах и перестановках, которые в последние годы стали неотъемлемой частью научной жизни России, жилищные вопросы всякий раз «зависали». Так, при реформировании РАН и передаче академических учреждений Федеральному агентству научных организаций процесс приостановился почти на год, а при преобразовании ФАНО в Минобрнауки — примерно на полгода. На этот раз задержка оказалась не такой уж большой, а, учитывая карантин, вполне простительной. Но дальше тянуть было уже нельзя.
Когда стало понятно, что заседание Жилищной комиссии может не состояться и в мае, мы начали проявлять активность. Благо, к этому времени был определен ответственный за взаимодействие с профсоюзом — заместитель министра Петр Кучеренко, который оперативно отреагировал на наше письмо и инициировал подготовку заседания. К слову, он стал председателем Жилищной комиссии, сменив на этом посту Александра Степанова.
Пользуясь случаем, хочу отметить, что А.Степанов и бывший заместитель председателя комиссии Наталья Каширских многое сделали, чтобы жилищные вопросы решались открыто, эффективно, компетентно. Надеюсь, что эти традиции сохранятся.
— Успели всех вовремя наделить сертификатами?
— В этот раз были рассмотрены заявки 63 претендентов, в том числе лиц предельного возраста. Список из 42 прошедших отбор счастливчиков в ближайшее время будет представлен на сайте министерства. Остальные получат письменные уведомления с причинами отказа. Документы очередной группы молодых ученых будут рассмотрены на следующем заседании в июне.
Надо отметить, что заседаниям Жилищной комиссии предшествует большая подготовительная работа. Наш профсоюз регулярно проводит учебные семинары по подготовке документов на получение ГЖС. С июня 2017 года проведены 20 семинаров в 17 городах, где развивается академическая наука. Мы помогаем отдельным молодым ученым с оформлением заявок (ежегодно проводятся порядка ста консультаций). Работники министерства и члены комиссии при содействии Профсоюза работников РАН и Совета молодых ученых РАН все досконально проверяют и помогают устранить недочеты. В ходе этой работы по каждой заявке формируется предварительное решение. Если мнения членов комиссии совпадают, все решается быстро, если нет, происходит детальное обсуждение и только потом голосование.
— Какие средства выделены на сертификаты? Насколько серь­езным был конкурс?
— В последнее время ежегодный объем выделяемых по данной программе средств составляет порядка 300 миллионов рублей, а конкурс — примерно два претендента на сертификат по количеству поданных заявлений. Однако заявок, удовлетворяющих всем требованиям программы, обычно оказывается существенно меньше. Так что в итоге конкурс практически отсутствует. Как будет в этом году, пока не ясно.
— Что было решено по другим вопросам?
— На последнем заседании в специализированный жилищный фонд Минобрнауки и подведомственных ему организаций добавлены 20 общежитий (все вузовские) и девять квартир.
Приняты положительные решения по 50 заявлениям сотрудников научных и образовательных структур о вступлении в уже существующие ЖСК: «Сигма», «Протон», «Бердский залив» (Новосибирск), «Сосновый», «Ветлужанская дубрава» (Красноярск), «Новая Прага» (Челябинск), «Промысловик» (Уфа). Кроме того, 74 заявления подали потенциальные члены еще только создающегося ЖСК в Троицке (Новая Мос­ква). К сожалению, семнадцати заявителям пришлось отказать, так как они не соответствовали критериям данной программы или неправильно оформили документы. Но главное — лед тронулся: впервые на академической земле в Москве выделен участок под строительство для ЖСК. Всем желающим и, разумеется, удовлетворяющим требованиям, обозначенным в постановлении Правительства РФ от 09.02.2012 года №108, москвичам рекомендую присмотреться к этой форме улучшения жилищных условий. Более подробную информацию можно получить в Минобрнауки и Профсоюзе работников РАН (bogomol@ipfran.ru).
Профсоюз с самого начала курировал процесс развития социально-ориентированных ЖСК. Мы участвовали в совершенствовании профильного законодательства, чтобы облегчить сотрудникам научных организаций возможность вступления в такого рода кооперативы и расширить перечень имеющих на это право людей. Профсоюз провел два семинара — в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге — и конференцию по организации академических ЖСК в Новосибирском Академгородке. В работе последней приняли участие представители одиннадцати ЖСК, созданных к тому времени в РАН. Многие из участников того семинара и их коллеги либо уже живут, либо в скором времени будут жить в построенных по этой программе домах. А мы продолжаем консультировать все новые инициативные группы.
— ЖСК в Троицке — это, безусловно, шаг вперед, но как насчет строительства в «старой» Москве? «Поиск» писал (№27-28, 2019 год), что в столице появилась инициативная группа по созданию кооператива, однако Минобрнауки отказывает в земельных участках под застройку. С той поры что-то изменилось?
— Год назад мы обнаружили в протоколах Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства информацию о намерении изъять участки, находящиеся в оперативном управлении подведомственных Минобр­науки учреждений (три в Москве и один в Санкт-Петербурге). Московские территории расположены в Юго-Западном округе, где работают десятки научных организаций. Понятно, что это большой плюс для создания ЖСК. Инициативная группа при поддержке профсоюза предложила министерству передать эти территории под жилищное строительство. Однако чиновники сообщили, что прорабатывают другие планы их освоения. Позже инициативная группа внесла предложения по другим возможным земельным участкам как в Минобрнауки, так и в Академию наук. Министерство по всем предложенным вариантам вновь ответило отказом, РАН пока своего слова не сказала. Полагаю, что руки опускать не стоит. Видимо, имеет смысл вести переговоры непосредственно с руководством подведомственных министерству организаций, в ведении которых находятся пригодные для строительства ЖСК участки.
— Уже понятно, что ждать простых решений по ЖСК в мегаполисах не приходится. А как там обстоят дела с общежитиями для молодых ученых и аспирантов и служебными квартирами?
— До недавнего времени был неплохой прогноз по дому в Южном Бутово. Это один из московских объектов, которые РАН должна была завершить в 2014 году. Степень его готовности, как и ряда других (в частности, близкого по масштабам жилого дома в Санкт-Петербурге) была очень высокой. Однако грянула реформа академии, начались продолжительные задержки финансирования, связанные с переходом академических организаций из одного ведомства в другое. В итоге в столицах, а также в Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Пущино, Тобольске, Апатитах, Борке вот уже несколько лет стоят готовые или почти готовые здания, в которые вложены огромные средства. Мы в профсоюзе считаем, что достройка и введение в эксплуатацию незавершенных объектов — важнейшая задача обновленного Минобрнауки.
По дому в Бутово прежнее руководство министерства, надо отдать ему должное, договорилось с рядом академических организаций, которые вложили порядка 30 миллионов рублей своих внебюджетных средств в завершение работ. В конце 2019 года уже обсуждался вопрос о распределении жилых помещений. И вдруг все затихло. Почему? Слухи ходят самые разные, официальной информацией профсоюз не располагает. Надеемся получить ответ от нового руководства министерства.

Зато есть определенные подвижки в давно тянущейся истории общежития для молодых ученых в Санкт-Петербурге, на улице Академика Павлова (на снимке). Оно было фактически построено еще в 2014 году, но до сих пор не введено в эксплуатацию из-за наличия ряда недочетов. На их устранение требуются средства, и немалые.
Министерство нашло выход, хотя не всем он нравится. Не так давно находившийся на балансе Института мозга человека им. Н.П.Бехтеревой РАН объект передан на баланс Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), который обязался его достроить за счет внебюджетных средств. В академических учреждениях опасаются, что в итоге их сотрудникам мест в общежитии не достанется. Региональная организация нашего профсоюза предложила вариант распределения площадей с учетом того, что финансирование по основной смете на строительство дома выделяла для своих молодых ученых Академия наук. Соответствующее письмо направлено в Минобрнауки.
Замечу: у академических организаций в Санкт-Петербурге практически не осталось своего жилого фонда для аспирантов и молодых ученых после перехода в 2015 году из ведения ФАНО в Министерство образования и науки Академического университета вместе с Домом аспирантов на улице Мориса Тореза. После «воссоединения» университета с академическими организациями, уже под «крышей» Министерства науки и высшего образования, свободных мест в этом доме для академических аспирантов не оказалось. Об этом сообщается в официальном ответе министерства.
Из всех академических долгостроев наиболее благополучная судьба на сегодня, пожалуй, у дома в Пущино. По крайней мере, этот объект сдан. Правда, там возникли некоторые трудности с распределением квартир. Непредвиденными их назвать нельзя, профсоюз об этих проблемах предупреждал. Дело в том, что недавно образованный ФИЦ «Пущинский научный центр биологических исследований РАН» принял дом на баланс целиком как единый объект. В ФИЦ вошли далеко не все институты Академгородка. Чтобы выделить не вошедшим организациям жилые помещения, последние должны иметь отдельные кадастровые номера. Теперь всю процедуру постановки на кадастровый учет придется проходить заново. Об этой истории полезно помнить коллегам из других регионов, где академические жилые объекты, надеюсь, все же будут в ближайшее время достроены.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев