Напрягает переход

Реформа аспирантуры повысила тревожность обучающихся

Презентация результатов и замыслов, эффективная научная рефлексия, формирование отношений менторинга и сетевых сообществ, выбор возможного дальнейшего маршрута обучения — все эти и другие задачи решают сегодня участники XXI Международной научно-практической конференции молодых исследователей образования «Науки об образовании в меняющемся мире: перспективы исследований для решения глобальных и локальных проблем», которая стартовала в Москве (в смешанном формате). Ее организаторами стали Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) и Ассоциация исследователей образования (АИО) в партнерстве с ведущими университетами страны. Конференция объединила студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантов и известных ученых в области образования, свои доклады представили и управленцы из разных регионов страны.
Выступая на площадке МИА «Россия сегодня» в преддверии этого мероприятия, директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А.Пинского НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Косарецкий отметил:
— Конференция молодых исследователей стала, с одной стороны, площадкой для презентации их научных результатов, общения и коммуникации, а с другой — форматом для обсуждения новых подходов в проведении исследований и новых фронтиров наук об образовании.
Он также подчеркнул, что речь идет о целой области современных комплексных междисциплинарных изысканий. О востребованности результатов таких исследований, касающихся детства как «самоценного периода, в котором определяется особый мир роста, развития и социализации ребенка», говорила на пресс-конференции директор Института детства Российского государственного педагогического института им. Г.И.Герцена Виктория Новицкая. В современном мире на развитие детей влияет множество факторов, среда меняется постоянно, поэтому это научное направление будет актуально всегда.
— Сегодня особенно интересны молодежные исследования медико-биологического, психофизиологического формирования и развития ребенка, а также темы из области нейродинамики, которая изучает такие важные процессы в детском организме, как возбуждение и торможение, формирование системы, отвечающей за координацию движений. Спикер затронула и тему социокультурных условий, влияющих на детство. Есть как общие тенденции, так и региональная специфика этого влияния. Изучение вопроса поможет повысить качество жизни ребенка. К примеру, комплексные исследования жизни детей коренных народностей Крайнего Севера позволят, по ее словам, создавать уникальные продукты для их образования и сопровождения с целью сохранения самоценности этого периода развития и одновременно для обеспечения возможностей социализации, что важно для каждого ребенка. Ждут от научной молодежи и прикладных исследований в области общения с современными детьми, в том числе связанных с поиском механизмов профессиональной помощи родителям.
— Мы видим, что молодые специалисты тонко чувствуют эти потребности. Они заинтересованы проблематикой детства и способны найти актуальные решения, — уверена В.Новицкая.
Меняется ли что-то сегодня в аспирантуре — кузнице исследователей, призванных продвигать науки об образовании? Своей оценкой ситуации поделилась с коллегами начальник отдела подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) Марина Бабикова.
— Возвращение аспирантуры к федеральным государственным требованиям (ФГТ) — это позитивный фактор, — считает эксперт. Что же касается трудностей переходного периода, то, по ее словам, они возникают не только в связи с формированием документации и реорганизацией процесса обучения, но и из-за психологической неготовности самих аспирантов к переменам. Прежде всего это касается системы ориентиров. Если раньше учащиеся аспирантуры могли отложить защиту, выбирая свой темп научной карьеры, то теперь им предстоит «более динамичный путь в науку». За три года они должны успеть подготовиться и к сдаче кандидатских экзаменов, и к успешной процедуре предзащиты.
— Точно заданные временные рамки вызывают у аспирантов психологическое напряжение, — констатировала Марина Бабикова.
В то же время спикер отметила, что научные руководители более оптимистично смотрят на ситуацию, видя «позитивные моменты в обучении и организации подготовки аспирантами кандидатских диссертаций как результатов их творческой и исследовательской работы».
— Это вселяет уверенность в то, что научный руководитель сможет укрепить личностную позицию аспиранта, помочь ему успешно реализовать программу исследования, — полагает Марина Бабикова. Она считает, что сегодня вузы получили все инструменты для выстраивания подготовки кадров высшей квалификации: ФГТ задают общую значимую канву, а университеты вправе корректировать содержание аспирантских программ и подходы к их освоению. В УрГПУ, к примеру, минимизировали объем основных дисциплин в части образовательного компонента до базового, необходимого для сдачи кандидатских экзаменов. Одновременно аспирантам предлагается широкий выбор факультативных дисциплин, что способствует индивидуализации их образовательных траекторий. Такой подход позволил уделять больше времени исследовательской деятельности и открыл новые возможности для поиска научных результатов. Выстроена системная работа по сопровождению аспирантов, выполняющих научные показатели в рамках индивидуального плана обучения. В числе тем, к которым обращаются начинающие исследователи, наиболее популярны такие, как методика преподавания русского языка как иностранного, цифровизация обучения по разным предметам (физика, химия, информатика), а также музыкально-художественное образование и филология.
По общему мнению ведущих специалистов, тренды, на которые сегодня обращено внимание их молодых коллег, в перспективе будут влиять на развитие отечественной образовательной системы. Доклады начинающих исследователей касаются таких научных сфер, как педагогика и психология, социология, философия, цифровые технологий, а также управление образованием, измерения в этой сфере и других. Особенность текущей конференции, как подчеркнул Сергей Косаревский, состоит в том, что особое внимание там будет уделяться связи научных результатов молодежи с практикой образования:
— В этом году мы стремимся говорить не только об эффектах исследовательской деятельности в сфере образования, то есть о ее влиянии на школы и университеты, но и о том, как эти исследования помогают решать социальные проблемы широких кругов российского общества.
По мнению Сергея Косаревского, пора подумать о создании отдельной площадки для представления таких практик и распространения информации о них в профессиональном сообществе. Роль координатора этого проекта готова взять на себя АИО.

Нет комментариев