Найди, если сможешь

Лабораторные крысы играют в прятки для удовольствия. С подробностями — Sciencemag.org.

Ученые установили, что крысы, прячась друг от друга, не просто играют, а делают это по правилам. Роли игроков не меняются в пределах одного игрового цикла: ищущий не может стать прячущимся и наоборот, сообщает журнал Science. Идея эксперимента с крысами, играющими в прятки, возникла у нейробиолога Михаэля Брехта (Michael Brecht) из Берлинского университета имени Гумбольдта (Humboldt University of Berlin) после просмотра нескольких роликов на YouTube. «Все эти видео, размещаемые владельцами домашних животных, говорят о том, что питомцы любят играть в прятки», — цитирует ученого издание Sciencemag.org. Известно, что крысы проводят время в клетке, играя в своего рода кучу-малу, но прятки — более сложная забава, что и побудило Брехта выяснить, действительно ли животные играют в них. Вместе с коллегами он устроил на 30 квадратных метрах игровую комнату с укрытиями из картона, а также несколькими коробками, сделанными как из непрозрачной, так и из прозрачной пластмасс. Ученые создали семь мест, где могли спрятаться крысы, и три места для укрытия, назначенного ведущим игры нейробиолога из того же университета в Берлине Анники Стефании Рейнхольд (Annika Stefanie Reinhold). В это игровое пространство выпустили из клеток шесть самцов крыс-подростков. Освоившись в новом пространстве, грызуны приступали к игре.
Каждый ее раунд начинался с того, что крысу сажали в коробку с крышкой. Если она была назначена ловцом, то коробку закрывали, и Рейнхольд пряталась. Затем коробку открывали с помощью дистанционного устройства, крыса выбегала из нее и отправлялась на поиски человека. В случае успеха Рейнхольд награждала животное ласками и щекоткой, но не лакомствами. Если крыса была не ловцом, а прячущимся, то коробку оставляли открытой, и Рейнхольд приседала возле нее. Крыса выпрыгивала и бежала прятаться к одному из семи укрытий. Спустя две недели пять из шести самцов крыс научились искать и прятаться, не меняя роли в пределах одной игры. Для изучения нейрональных основ игрового поведения крыс авторы исследования записывали с помощью портативного устройства, имплантированного в головы животных, электрические сигналы от примерно 180 нейронов, находящихся в префронтальной коре, участке головного мозга, который вовлечен в обучение. Около трети этих клеток приходило в сильное возбуждение, когда Рейнхольд закрывала ящик крышкой, сигнализируя таким образом крысе о ее роли в ближайшей игре. Брехт считает, что этот участок больше других отвечает за усвоение правил. Авторы сообщают также, что когда крысы находили человека, они начинали производить так называемые freudensprung, то есть прыгать от радости.