Между людьми и машинами

Вузы перераспределяют академическую нагрузку

Порядка 300 участников — ректоров, представителей академического сообщества, компаний-работодателей, а также международной ассоциации IREG Observatory — собрал в этом году VI Международный форум ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». Организовало мероприятие рейтинговое агентство RAEX. В числе ключевых тем деловой программы — цифровая трансформация университетов и повышение их конкурентоспособности. Дискуссии участников показали, что эти процессы взаимосвязаны и зачастую развиваются параллельно.
Востребованность выпускников с компетенциями в области IT-технологий делает популярными программы для их подготовки, стимулируя университеты к разработке соответствующих курсов. Ректор Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (РЭУ) Виктор Гришин обратил внимание на то, что цифровизация заметно меняет организацию и содержание преподавания не только технических, но и гуманитарных дисциплин.
— Сегодня мы практически все программы бакалавриата начинаем с того, что читаем введение в цифровую экономику, — сообщил он. Курс по изучению ее основ в РЭУ осваивают и магистранты, по цифровой тематике работает без малого десяток лабораторий вуза. Что касается онлайн-лекций, то, по мнению ректора, они высвобождают преподавателю время для научной работы. При этом учебный процесс должен быть правильно распределен между ним и, условно говоря, компьютером. В.Гришин предложил ректорскому сообществу обсудить вопросы такого распределения при построении образовательных программ. Его коллега ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алевтина Черникова уверена, что каждый преподаватель должен самостоятельно выбирать, в каком объеме применять цифровые методы.
Для студентов инженерных вузов получение навыков работы в цифровой сфере становится обязательной частью обучения. Ректор Московского физико-технического института (государственного университета) (МФТИ) Николай Кудрявцев напомнил, что владеть такими компетенциями обязан сегодня каждый инженер. По его словам, в области IT мы уже не только не отстаем от мировых лидеров, но и «неплохо там себя чувствуем». К примеру, Центр по искусственному интеллекту в МФТИ открыли на месяц раньше, чем в знаменитом Массачусетском технологическом институте. О большом спросе на специалистов, имеющих в своем арсенале и знания в сфере IT, и инженерные компетенции, говорил ректор Московского авиационного института (НИУ) Михаил Погосян:
— Высокий уровень междисциплинарной подготовки позволяет этим выпускникам выбирать направление своего профессионального развития: либо заняться созданием программного обеспечения, либо пойти в конструкторское бюро, которое будет такие разработки внедрять.
Как отметил В.Гришин, причастность к решению задач по цифровизации отечественной экономики — один из факторов повышения конкурентоспособности вуза. К их числу ректоры уверенно относят и участие в глобальном ранжировании.
— Следование критериям международных рейтингов способствует востребованности университета при решении проблем социально-экономического развития территорий, — считает ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ») Олег Полухин. Успехи в продвижении по той или иной глобальной шкале, появление в новых списках лучших вузов мира — все это способствует росту репутации вуза в регионе. Ректор, в частности, напомнил, что, по решению областных властей НИУ, БелГУ становится базовой площадкой, организатором и интегратором участников регионального Научно-образовательного центра — консорциума вузов, исследовательских организаций и агрохолдингов Белгородской области. Яркий признак повышения востребованности университета среди студентов — рост числа иностранных учащихся. По данным О.Полухина, за последние пять лет оно увеличилось в три раза, и сегодня в НИУ БелГУ учатся более трех тысяч молодых людей из 91 страны мира. Активное продвижение вуза в национальном рейтинге RAEX организаторы форума отметили специальным дипломом в номинации «Динамика развития».
Презентация результатов очередного ранжирования, а именно списка «100 лучших вузов России», традиционно открывала программу мероприятия. Кроме того, эксперты RAEX представили свои новые рейтинги, в том числе и предметный перечень из 50 ведущих университетов в сфере информационных технологий. Вот некоторые выводы аналитиков, сделанных по итогам исследований.
Примерно треть от ТОП-100 общего списка — это ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга (МГУ, МФТИ и Национальный ядерный университет «МИФИ» занимают три первых места). При этом питерские университеты куда доступнее для абитуриентов из регионов: если в московских две трети мест достаются москвичам, то 60% первокурсников вузов Питера — приезжие. Сами столицы расстаются с выпускниками своих лучших школ редко, и если северная отправляет учиться в чужие вузы 18% таких абитуриентов, то Москва — всего 1,2%. Наиболее доступными для поступления на бюджет остаются топовые технические университеты (73% в среднем от общего приема), в то время как в ведущих гуманитарных эти места занимают всего 20-27% поступивших.
Эксперты отмечают существенный рост числа научных публикаций в вузах-участниках рейтинга RAEX. По сравнению с 2018 годом средний годовой показатель на одного научно-педагогического работника (НПР) изменился с 0,35 до 0,46. Еще заметнее выросло цитирование научных работ: с 0,72 до 1,11 на одного НПР в среднем в год. Опрос 50 тысяч студентов из университетов, включенных в рейтинг, показал, что 67% из них наиболее высоко ценят качество фундаментального образования в своих вузах (в медицинских — 76%), а 65% относят к их сильным сторонам свою вовлеченность в научные исследования. Слабое место наших университетов, по мнению их учащихся, — это недостаточно развитые связи с работодателями (55%).
Выяснилось также, что качественное IT-образование можно получить в разных регионах страны: в ТОП-50 вузов, реализующих такие программы, присутствуют университеты 27 городов. Три первых места заняли МГУ, МФТИ и Университет ИТМО.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев