Креативный карантин

Вузам прописаны нестандартные решения

Дискуссия о достоинствах и недостатках дистанционного обучения отложена до лучших времен — сегодня на него оперативно переходят вузы, вынужденные противостоять угрозе коронавируса. Удаленный формат позволит продолжить образовательную деятельность, сохранить связь преподавателей со студентами в условиях, когда на первый план в работе университетов выходит профилактика распространения инфекции. Первое, что Минобрнауки порекомендовало руководству вузов в плане всеобщей антивирусной мобилизации, — использовать технологии дистанционного и электронного образования при реорганизации учебного процесса, а также переводить студентов на индивидуальный график обучения.
Уже на следующий день наиболее подготовленные к такому повороту событий университеты по всей стране начали информировать СМИ о соответствующих изменениях в своей работе. СПбГУ открыл доступ к своим онлайн-курсам с бесплатной выдачей сертификатов об их окончании, а НИУ «Высшая школа экономики» предложил вузам также безвозмездно использовать платформу оnline.hse.ru для организации дистанционного обучения студентов. Еще через день на сайте министерства появился список из 600 с лишним открытых онлайн-курсов от этих и других ведущих вузов страны.
В помощь тем, кто переходит на дистанционный или смешанный формат, Минобрнауки организовало горячую линию keep-learning.globaluni.ru, где можно получить консультацию по организации процесса обучения или использованию цифровых образовательных технологий.
Общими для всех остаются правила, установленные специальным приказом министра: контроль за температурой входящих в здания университета и усиление мер по дезинфекции. А вот карантинный режим занятий вузы устанавливают по индивидуальным планам, с учетом имеющихся возможностей и специфики своего профиля. Разнятся и сроки применения нового формата обучения. Так, Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) ввел его до 28 марта — с возможным продлением. Здесь открыли свою горячую линию, преподаватели догружают недостающие учебные материалы в систему электронного контента Moodle, а студентам объявлено, что лекции и семинары будут проводиться также на открытых образовательных платформах. Информация, получение заданий и связь с преподавателями — через личные кабинеты учащихся на университетском сайте и соцсети. Посещаемость электронных ресурсов будет отслеживаться, текущая и промежуточная аттестация также не отменяются. До отдельного распоряжения отложены только лабораторные и другие работы, требующие применения оборудования.
Обращаясь к студентам, ректор ТГУ Эдуард Галажинский подчеркнул:
— Это не каникулы, а перевод учебного процесса в другую форму, которую мы вместе с вами отработаем. Томский университет — один из лидеров в области дистанционного образования, и у нас есть шанс сделать резкий скачок в интенсификации и повышении качества онлайн-обучения, поэтому прошу вас быть в этом деле союзниками и творческими партнерами.
В Московском физико-техническом институте (национальном исследовательском университете) (МФТИ), где удаленный режим назначен до 2 апреля, взаимодействие преподавателей и учащихся осуществляется через систему управления электронными курсами (LMS). В комментариях для «Поиска» заместитель проректора по учебной работе и довузовской подготовке МФТИ Денис Дмитриев отметил:
— Записи лекций и семинаров параллельно размещаются и на Youtube — это позволит выдержать в первые дни наплыв к просмотрам видео. На дистанционном обучении расписание занятий максимально сохранится.
А вот студенты Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» в период весеннего семестра могут выбрать индивидуальный график занятий — в удаленной либо очной форме. Это послабление не касается лабораторных работ и всех видов итоговой и промежуточной аттестации: зачетов, экзаменов, защиты курсовых. На обучающей платформе LMS Canvas представлены более 900 единиц электронного образовательного контента, разработанного преподавателями вуза.
Конечно, вынужденная смена режима вносит ограничительные коррективы в жизнь университетов. Отменяются массовые культурные и спортивные мероприятия, научные конференции, отложены командировки и стажировки в рамках проектов по академической мобильности. К примеру, стало известно о переносе ежегодного форума Московского государственного технического университета им. Н.И.Баумана «Шаг в будущее» (предварительно на октябрь). До нормализации эпидемиологической обстановки не состоятся заключительные этапы олимпиад школьников, которые должны были проходить в МГУ.
Между тем ситуация вынуждает вузы форсировать подготовку преподавательского состава по освоению и применению цифровых технологий, а также принимать нестандартные решения, чтобы избежать отмены некоторых мероприятий. Так, «Вышка» организует свою традиционную (уже XXI) Апрельскую конференцию в распределенном формате. Программа будет рассчитана не на неделю, как раньше, а на два месяца — апрель и май — что позволит разнести во времени секционные заседания и избежать скопления большого числа участников одновременно. Иностранные и иногородние ученые смогут выступить онлайн, дистанционное обсуждение докладов также предусмотрено.
А как воспринимает переходный период университетская молодежь?
— Ощущения неизвестности нет, наш вуз постоянно информирует сотрудников и студентов через сайт, — рассказала «Поиску» приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Анастасия Егорова. — Есть разъяснения по организации учебного процесса, обширная подборка платформ для проведения онлайн-лекций и семинаров. В дирекции по онлайн-обучению можно получить ответы на все вопросы.
По словам Анастасии, преподаватели корректируют программы своих курсов самостоятельно, а при правильном и ответственном подходе к этим изменениям качество образовательного процесса не пострадает. Кроме того, считает она, вынужденный переход на дистанционное обучение дает полезный и интересный опыт.
Студенты по-разному воспринимают возможность не посещать аудитории альма-матер. Многие будут по ним скучать, уверена второкурсница Государственного университета управления Ольга:
— В непосредственном контакте с преподавателем всегда легче осваивать сложный материал. Наверное, только самые ленивые не хотели бы поскорее вернуться к нормальным занятиям.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев