Красный прилив

Эксперты назвали причину гибели морских организмов у берегов Камчатки

В конце сентября очевидцы сообщили об изменении цвета воды и массовом выбросе морских животных на пляже неподалеку от Петропавловска-Камчатского, а местные жители и серферы пожаловались на ухудшение самочувствия после купания. Сразу возникла масса версий — от техногенного воздействия находящегося поблизости военного полигона до пагубного влияния вулканических и сейсмологических факторов.
Спустя три недели ученые Российской академии наук поделились своим видением произошедшего. В ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» президент РАН Александр Сергеев и вице-президент РАН академик Андрей Адрианов рассказали о научных исследованиях, которые проводятся в десятке научных организациях страны в связи с катастрофой на Камчатке. Свою точку зрения на проблему представили также директор Тихоокеанского института биоорганической химии им. Г.Б.Елякова Дальневосточного отделения РАН Павел Дмитринок и заведующий лабораторией экологии эволюционной биологии водных организмов ДВФУ Кирилл Винников.
Природный характер наблюдаемого явления стал основным объяснением произошедшего со стороны ученых.
— Мы уже привыкли к тому, что такие катастрофы бывают, как правило, рукотворными. Во многих ситуациях это действительно так, но не во всех. То, что случилось на Камчатке, заставляет нас более внимательно отнестись к ситуации и подумать, а не может ли природа тоже оказаться тем фактором, который провоцирует подобные явления? — задал вектор последующих обсуждений глава РАН.
В подробном докладе А.Адрианова была представлена точка зрения ученых, согласно которой произошедшее у берегов Камчатки объясняется ускоренным ростом популяции микроводорослей, вырабатывающих токсины. Эти токсины и оказали пагубное воздействие на фауну океана и отчасти на человека.
— Я все больше склоняюсь к версии, что мы столкнулись с достаточно масштабным, но нередким для Камчатки природным явлением — вредоносным цветением воды, так называемыми «красными приливами», — заявил академик А.Адрианов.
Вице-президент РАН рассказал, что специалисты Института автоматики и процессов управления ДВО РАН сравнили данные спутникового мониторинга акватории Камчатки за сентябрь — начало октября 2019-го и 2020 годов. По словам академика, давнее сотрудничество ИАПУ и Национального научного центра морской биологии позволило разработать алгоритмы идентификации вредоносных цветений воды на больших акваториях. В результате обработки спутниковой информации можно видеть районы концентрации хлорофиллов, которые являются маркерами присутствия микроводорослей, и в некоторых случаях по особым флюоресцентным характеристикам делать предположения о том, какие же микроводоросли дали ту самую сентябрьскую вспышку грандиозного выброса биомассы. Ученый объяснил, что эта информация важна для понимания того, какие именно токсины могут оказаться в воде. Одна часть из них воздействует на теплокровных животных, другая — на холоднокровных, рыб, беспозвоночных, какие-то несут опасность даже для человека.
По спутниковым снимкам, продемонстрированным А.Адриановым, видно, что уже в начале сентября в районе юго-восточной Камчатки зафиксировано начало массового развития планктонных микроводорослей. Аналогичные события отмечались и в прошлом году, но, по словам академика, происходили они в более северных районах, с меньшим населением, из-за чего остались незамеченными на берегу. А в начале октября на юго-востоке Камчатки зафиксирован грандиозный «красный прилив» вредоносного цветения воды (на спутниковых снимках отмечен зловещим бордовым цветом), спровоцированный массовым развитием микроводорослей.
«Красные приливы» появляются внезапно и достаточно быстро исчезают. С чем это связано?
— Мы долгое время изучаем микроводоросли в дальневосточных морях и достаточно хорошо знаем их биологию. В донных осадках покоящиеся стадии этих микроводорослей могут существовать годы и даже десятилетия. А концентрация их спор может быть огромной. Кстати, именно на юго-востоке Камчатки зарегистрированы рекордные показатели: до 50 тысяч клеток спор на 1 г осадка. По каким-то причинам, пока не до конца понятным ученым (возможно, они связаны с климатическими изменениями), миллиарды клеток практически одномоментно переходят из стадии покоя в вегетативную стадию в толще воды. Именно этот момент фиксируют спутниковые снимки, как наибольшую концентрацию хлорофилла. Через какое-то время эти клетки начинают массово погибать, огромное количество органики опускается на морское дно, но (парадокс!) вместо того чтобы выделять кислород, эта гибнущая органика оттягивает его из воды. В результате концентрация кислорода в придонных слоях воды снижается, и от его недостатка могут возникать так называемые «заморы», когда массово гибнут беспозвоночные животные (звезды, ежи, морские черви, моллюски). Кроме этого, может быть и прямое воздействие токсинов микроводорослей на морских обитателей. Через некоторое время экосистема восстанавливается, но погибшую морскую живность уже не вернуть, — рассказал ученый.
Сказанное не относится к теплокровным животным. По словам академика, их гибель во время недавнего «красного прилива» не наблюдалась. Одна из причин — не было отмечено размножения микроводорослей, которые вырабатывают нейропаралитические и амнезивные токсины. Сейчас, как отметил А.Адрианов, ситуация нормализуется: общее количество токсинов существенно уменьшается, негативного воздействия на морскую биоту не происходит, идет восстановление подводных ландшафтов.
Заведующий лабораторией экологии эволюционной биологии водных организмов ДВФУ Кирилл Винников руководил группой специалистов, которые непосредственно осмотрели территорию на Камчатке, где развивалась кризисная ситуация. По словам ученого, эксперты не увидели следов «техногенного разлива», но все равно рассматривали все возможные гипотезы загрязнения. Были собраны образцы грунтов, воды, погибших живых организмов и отправлены для исследования в соответствующие институты. На основе их анализа специалисты пришли к выводу о произошедшем «красном приливе» и вредоносном воздействии микроводорослей. Одновременно была проведена видеосъемка юго-восточного побережья Камчатки, на которой в начале октября зафиксированы характерные пенные образования. Спустя несколько дней отмечено, что они начали исчезать.
Директор Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО Павел Дмитринок отметил, что недавняя кризисная ситуация на Камчатке подтолкнула специалистов к анализу того, с каким вниманием нужно относиться к морям, как тщательно необходимо наблюдать за подводным миром и уметь защищать его. По мнению ученого, настала пора создавать Центр контроля за водными бассейнами, который мог бы располагаться во Владивостоке, с филиалами в Хабаровске и Петропавловске-Камчатском.
Итог обсуждениям подвел президент РАН А.Сергеев.
— Приходится констатировать, что к науке обращаются через неделю, месяц после того, как что-то случилось. А хорошо бы именно мнением ученых поинтересоваться в первую очередь, особенно во время природных катастроф. Хочется призвать власти не пренебрегать консультациями с наукой. Надо подумать о том, чтобы дать ей больше возможностей для быстрого реагирования, формирования организационного ресурса, позволяющего делать это оперативно. Примеры этого года — кризисные ситуации на Камчатке, в Норильске и в определенном смысле ситуация с пандемией — заставляют задуматься о том, как правильно организовать науку, чтобы в таких мобилизационных ситуациях ученые могли как можно раньше сказать свое слово, — подытожил глава РАН.

Светлана БЕЛЯЕВА

Нет комментариев