Конспект

Стоит увязать
Доходы ректоров будут зависеть от заработков подчиненных

 Минобрнауки подготовило проект приказа об изменениях показателей эффективности деятельности подведомственных университетов и работы их руководителей, по результатам достижения которых устанавливаются выплаты стимулирующего характера ректорам вузов.
Вопрос о повышении оплаты труда профессорско-преподавательского состава университетов обсуждался в Госдуме в рамках «правительственного часа» с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым. Председатель нижней палаты Вячеслав Володин обратил внимание на большой разрыв в заработках ректоров и рядовых сотрудников. По его словам, зарплата ассистента или доцента (от 30 до 70 тысяч) не может по-настоящему мотивировать работников. Притом что заработная плата ректора — от 300 тысяч до миллиона. Спикер напомнил о том, что средняя зарплата работников высшей школы должна равняться двойному среднему заработку по региону.
По словам главы Минобрнауки, было бы правильно «привязать» стимулирующие выплаты руководителям вузов не к двойной зарплате по региону, а к количеству работников университета из категории профессорско-преподавательского состава, которые получают ее в таком размере. Соответствующий приказ уже подготовлен и находится на федеральном портале нормативных правовых актов.
Спикер Госдумы считает, что нужно подготовить подобное предложение в правительство с тем, чтобы другие министерства, у которых есть подведомственные вузы, приняли аналогичные решения.

Доля долин
Государство поможет инновационным центрам

Вышло правительственное постановление о субсидировании проектов, связанных с созданием инновационных научно-технологических центров, так называемых технологических долин.
Государство поддержит бизнес, участвующий в реализации проектов создания ИНТЦ. В ближайшие годы в России должна появиться целая сеть таких центров. Технологические долины создаются для организации трансфера научных результатов в коммерческий оборот, вовлечения студентов и научных сотрудников в разработку технологий, востребованных на рынке, а также для помощи технологическим компаниям и стартапам. На территории этих центров действует особый правовой режим для проведения научных исследований и внедрения инновационных решений. Закон об ИНТЦ был принят в России в 2017 году.
За счет субсидий бизнес сможет покрывать часть затрат по уплате таможенной пошлины при ввозе товаров, необходимых для реализации проекта создания ИНТЦ и проведения научных разработок на территории таких центров, а также по уплате налога на добавленную стоимость.

Даешь кооперацию!
Начат очередной конкурс по созданию высокотехнологичных производств

Минобрнауки разместило на своем сайте документацию по проведению отбора кандидатов на развитие кооперации российских вузов, государственных научных учреждений и предприятий, результатом которой должно быть создание высокотехнологичных производств. Это уже двенадцатая очередь конкурса.
В отборе на право получения субсидии из федерального бюджета могут принимать участие российские организации реального сектора экономики (за исключением государственных и муниципальных учреждений), предлагающие для реализации комплексные проекты по созданию высокотехнологичных производств с участием российских вузов и государственных научных учреждений.
Субсидия выделяется на трехлетний период в объеме не более 100 миллионов рублей в год. Условие ее предоставления — софинансирование получателем из собственных средств в размере не менее 100% размера субсидии. При этом не менее 20% этой суммы он должен направлять на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по проекту.

Награды любознательным
Названы имена лауреатов молодежной научной премии

 В Москве состоялась церемония вручения Х Молодежной премии в области науки и инноваций. Организатором конкурса при поддержке Минобрнауки выступил НИТУ «МИСиС».
На конкурс были поданы около 500 заявок от учащихся 98 вузов и 80 школ России и стран СНГ. Призовой фонд в 2020 году формировался в рамках сотрудничества НИТУ «МИСиС» и благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». В состав жюри вошли 90 экспертов из Российской академии наук, РОСНАНО, «Росатома», Российского научного фонда, «Газпрома», Сбербанка, Агентства стратегических инициатив, IBM и др.
Премия в области науки и инноваций вручалась в трех номинациях: «Школьная», «Студенческая» и научно-популярная «Как устроен этот мир». Первое место среди школьников занял Георгий Бондарь, одиннадцатиклассник московской школы №354 им. Д.М.Карбышева. Георгий разрабатывает робота Siberian Tiger для сельского хозяйства.
Победительница в «студенческой» номинации — студентка МГУ им. М.В.Ломоносова Мария Гурылева, которая занимается машинным обучением для ранней диагностики онкозаболеваний.
В номинации «Как устроен этот мир», посвященной популяризации науки, победителем стал Максим Огородников, студент Томского политехнического университета. В своем видеоролике Максим рассказал, как «выглядит» хорошая музыка с точки зрения инженера.
В ходе церемонии были награждены также победители студенческого конкурса междисциплинарных научных проектов «ТурНИР», реализуемых на гранты при поддержке благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Четыре команды получили по 500 тысяч рублей на продолжение своих исследований.
Молодежная премия НИТУ «МИСиС», учрежденная в 2010 году и направленная на поиск талантливой молодежи, интересующейся наукой, четвертый год подряд проходит полностью в онлайн-формате.

Поправили правила
Утвержден новый порядок приема в вузы

Министерство науки и высшего образования утвердило порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Новые правила вступят в силу с 2021/22 учебного года. Основной акцент при их разработке сделан на расширении возможностей вузов при приеме на обучение и возможностей абитуриентов при поступлении, сообщает пресс-служба Минобрнауки.
В частности, введена возможность проведения единого конкурса по нескольким родственным специальностям или направлениям подготовки в пределах укрупненной группы. Раньше конкурс можно было проводить только раздельно по каждой специальности или направлению подготовки. Единый конкурс позволит отобрать наиболее подготовленных абитуриентов по широкому кругу образовательных программ (например, в целом на факультет вуза), а затем провести их профилизацию (специализацию) после 1-го или 2-го курсов.
Теперь вузы смогут устанавливать вступительные испытания по нескольким предметам по выбору абитуриентов. Таким образом, учебные заведения смогут отбирать лучших из большего количества поступающих, а абитуриенты получат дополнительные возможности для поступления — с различным набором результатов ЕГЭ. Это нововведение особенно востребовано при приеме на направления подготовки (специальности) в сфере информационных технологий.
Высшие учебные заведения будут самостоятельно устанавливать максимальное количество специальностей и направлений подготовки, по которым абитуриент вправе участвовать в конкурсе, — не менее 2 и не более 10 (ранее было установлено не более 3 направлений подготовки и (или) специальностей).
Отныне общим правилом становится подача документов в электронной форме (наряду с представлением документов лично и по почте). До 2020 года прием документов в электронной форме проводился по решению вуза. Порядок устанавливает также возможность для поступающих внести изменения в заявление о приеме или подать второе заявление о приеме (например, по другой специальности). Ранее это возможно было только при условии отзыва ранее поданного заявления о приеме.
Конкурсные списки абитуриентов будут обновляться вузами ежедневно не менее пяти раз в день. Это позволит абитуриентам иметь актуальную информацию о конкурсной ситуации. Ранее предусматривалось обновление один раз в день.  

Нет комментариев