Конспект

На замену вышли…
В Минобрнауки и Минпросвещения — новые руководители

 В научно-образовательных ведомствах в отличие от некоторых других в ходе смены правительства были проведены кадровые перестановки. Валерий Фальков заменил на посту министра науки и высшего образования Михаила Котюкова, а Сергей Кравцов — министра просвещения Ольгу Васильеву.

В.Фальков родился 18 октября 1978 года в Тюмени. В 1995-м поступил на юридический факультет Тюменского госуниверситета. В 2000 году окончил Институт государства и права (ИГиП) этого вуза по специальности «юриспруденция», после чего учился в аспирантуре. Кандидат юридических наук.
С 2003 года и до последнего назначения В.Фальков работал в Тюменском госуниверситете, в том числе на постах заместителя директора по учебной работе ИГиП, проректора по дополнительному образованию и филиалам, директора Института права, экономики и управления. С 2009-го  по 2011 годы возглавлял Совет молодых ученых и специалистов Тюменской области. В 2011 году этот совет был признан одним из самых эффективных в России.
С 2012 года В.Фальков возглавлял Тюменский госуниверситет в должности ректора (небольшой промежуток времени — в статусе исполняющего обязанности). В 2015 году его избрали председателем Совета ректоров вузов Тюменской области.
С 2013-го по 2016 годы В.Фальков — депутат Тюменской городской Думы, член регионального политического совета партии «Единая Россия», с 2016-го — депутат Тюменской областной Думы. С 2014 года входит в резерв управленческих кадров под патронатом Президента РФ.
В декабре 2018 года Валерий Николаевич был приглашен в Совет по науке и образованию при Президенте РФ. А в начале этого года был включен в состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ.
«Если судить по его биографии, то В.Фальков прекрасный организатор. А то, что юрист, значит, будет отслеживать юридическую сторону дела, что немаловажно. Мы сейчас постоянно сталкиваемся с тем, что даже закон о Российской академии наук трактуется по-разному и очень свободно. Тут надо иметь в виду, что все будет зависеть и от него, и от той команды, которую он наберет. Мы готовы к сотрудничеству», — прокомментировал назначение заместитель президента РАН Владимир Иванов.
Сергей Кравцов родился 17 марта 1974 года в Москве. В 1996-м с отличием окончил Московский государственный открытый педагогический университет по специальности «учитель математики и информатики». В 2000-м также с отличием завершил учебу в Московском государственном институте международных отношений по специальности «государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка». Сергей Сергеевич —  доктор педагогических наук.
Работал старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией Института управления образованием Российской академии образования, сотрудником Минобразования, помощником руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, директором Федерального центра тестирования и Института управления образованием. Возглавлял департаменты регионального развития, а также управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки.
В 2013 году стал руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а в 2017-м занял пост заместителя министра образования и науки — руководителя Рособрнадзора. В мае 2018 года снова назначен на должность руководителя службы.

Звать лучших!
Россия будет строже отбирать на учебу иностранцев

В экспорте образования пора переходить от количественных ориентиров к качественным — таким был лейтмотив выступления заместителя министра науки и высшего образования Марины Боровской на Гайдаровском форуме в ходе экспертной дискуссии «Развитие экспорта образования».
Численность иностранных студентов в российских высших учебных заведениях с 2010 учебного года по 2019 учебный год увеличилась с 153 тысяч человек до 297,9 тысячи. По данным Минобрнауки, студенты из-за рубежа сегодня обучаются в 688 российских вузах и 465 их филиалах.
Бóльшая часть иностранцев приходится на пять высших учебных заведений. Это Казанский федеральный университет (8717 студентов или 2,9% от общего числа), Российский университет дружбы народов (7248 человек, 2,4%), Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (6123 человека, 2,1%), Санкт-Петербургский политехнический университет (4976 человек, 1,7%), а также НИУ «Высшая школа экономики», где обучаются 4362 иностранца (1,5%).
В вузах Центрального федерального округа учатся 34,2% от общего числа иностранных граждан, в Приволжском — 17,9%, в Сибирском — 14,2%.
По словам М.Боровской, сегодня требуется принципиально другая методическая база работы в указанном направлении: нужны новые формы и методики отбора иностранцев.
— От того, как будут выстроены ваши методики и технологии отбора, будет зависеть тот успех, который университеты смогут обеспечить, реализуя  проект «Экспорт образования», — отметила заместитель главы Минобрнауки.
Конкуренция за доходы от экспорта образования на мировом рынке постоянно растет,  и в борьбе за студента российские вузы должны сконцентрироваться на Азии и Африке, считает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. В ходе дискуссии она озвучила статистические данные: общий объем средств в России, полученных от экспорта образования, составил в 2017 году 8,5 миллиарда рублей, в 2018-м — 10,39, в  2019-м — 13. Самыми популярными специальностями у иностранных студентов как в 2016/17, так и 2017/2018 академических  годах были инженерно-технические науки, медицина и фармация, экономика и управление.
Старший вице-президент ВЭБ.РФ Михаил Алашкевич назвал то, что мешает привлечению иностранных студентов: вопросы регуляторики, недостаточная информированность об образовательных программах, климат, не всегда дружественная городская среда для людей, которые не знают русский язык, сложности с местами проживания.

К сессии готовы
Профильный думский комитет определился с ближайшими задачами

Состоялось заседание Комитета Госдумы по образованию и науке, на котором утвержден план его работы в весеннюю сессию 2020 года. Ряд задач будет связан с реализацией Послания Владимира Путина Федеральному Собранию.
Председатель комитета Вячеслав Никонов подчеркнул: «Все, о чем говорил президент в части образования и науки, звучало на заседаниях комитета неоднократно, в боях с бывшим правительством».
— Во всех без исключения вопросах, в том числе по науке, президент оказался на нашей, скажем так, стороне. И нам, естественно, будет гораздо проще работать уже с новым правительством в реализации тех задач, которые мы всегда называли в числе ключевых, — отметил глава комитета.
По словам В.Никонова, задача комитета — реализация Послания президента в части его законодательного обеспечения. По ряду направлений это потребует внесения поправок в закон «Об образовании» и изменений в бюджете. Кроме того, он напомнил, что в портфеле комитета  находится законопроект «Об аспирантуре», который тоже нужно отработать. Наконец, законодательного оформления требует предложение В.Путина дать возможность студентам после второго курса выбирать новые направления, программы обучения, включая смежные профессии.
Кроме того, комитет рассмотрел во втором чтении  два законопроекта: «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в части упрощения порядка трудоустройства в РФ обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства)» и проект федерального закона «О внесении изменений в статью 76 Федерального закона «Об образовании в РФ» (в части порядка утверждения типовых дополнительных профессиональных программ антикоррупционной направленности). По итогам обсуждения депутаты рекомендовали Госдуме принять указанные законопроекты во втором чтении.

По ранжиру
Стали известны результаты второй волны оценки учреждений, занимающихся наукой
 

 В Интернете появился приказ Минобрнауки «Об отнесении научных организаций и образовательных организаций высшего образования к соответствующей категории». Он содержит результаты второго этапа оценки результативности деятельности организаций, выполняющих НИОКТР гражданского назначения.
Если на первом этапе в 2017 году оценку прошли академические институты, не преобразованные в новые интегрированные структуры и не находившиеся в стадии реорганизации, то вторая волна охватила остальные подведомственные Минобрнауки учреждения — в основном федеральные исследовательские центры (ФИЦ) и вузы.
Перечень организаций разделен на три категории: лидеры, стабильно развивающиеся и аутсайдеры. На этот раз в первой группе среди научных структур — 44 организации, во второй — 43, в третьей — 2 (севастопольский Институт природно-технических систем и Федеральный аграрный научный центр Республики Дагестан). Среди вузов, подведомственных Минобрнауки, в первой категории оказались 32 организации, во второй — 96, в третьей — 64.  

Нет комментариев