Коктейль из фагов

Генно-инженерные вирусы спасли жизнь пациентки с устойчивой к антибиотикам бактериальной инфекцией. С подробностями — The Scientist, Sciencemag.org.

В майском номере журнала Nature Medicine опубликованы результаты экспериментального лечения устойчивой к антибиотикам инфекции с помощью генно-инженерных фагов вирусов, которые поражают бактерии. Речь идет об одном случае, но, как сказала эксперт NPR профессор Стефани Стрэтди (Steffanie Strathdee) из Калифорнийского университета Сан-Диего (University of California, San Diego), «это на самом деле исторический момент. Генно-инженерным фагом впервые успешно вылечили сверхустойчивую инфекцию у человека, и это потрясающе!» Единственная участница исследования, подросток из Англии, была поражена штаммом Mycobacterium, родственным возбудителю туберкулеза. У девочки — генетическое заболевание — муковесцидоз — и она принимала антибиотики, сдерживающие бактериальную инфекцию, которая вызывает осложнения, связанные с наследственной патологией. Для облегчения симптомов муковесцидоза ей пришлось пройти через двойную трансплантацию легких, однако инфекция, распространившаяся по организму, не поддавалась ни одному из известных антибиотиков. И тогда лечащие врачи обратились к профессору биотехнологии из Питтсбургского университета (University of Pittsburgh) Грэхему Хатфуллу (Graham Hatfull), который работает с разнообразными фагами, выделяя их из окружающей среды где только возможно. Проанализировав свою коллекцию, он нашел фаги, способные убить бактерию, которой была заражена юная пациентка.
«Идея заключается в использовании бактериофагов в качестве антибиотиков как нечто, способное убить бактерию, которая вызвала инфекционное поражение», — отмечает Хатфулл в пресс-релизе, распространенном Медицинским институтом Говарда Хьюза (Howard Hughes Medical Institute). Руководимая им группа выделила три фага, которые показались потенциально пригодными для поставленной задачи. Один из них оказался способен инфицировать и убивать бактерию, которая угрожала жизни пациентки с муковесцидозом. Два других не были столь эффективны, и тогда Хатфулл с коллегами удалили из их геномов некий ген, что повысило способность вирусной частицы убивать бактерию. Все три варианта были смешаны в трехвирусный коктейль, который сначала испытали на безопасность, а затем ввели пациентке внутривенно. Спустя несколько недель сканирование ее печени показало существенное уменьшение признаков инфекции, при этом не обнаружилось никаких свидетельств того, что инфекционный бактериальный штамм приобрел устойчивость к фагам. В настоящее время Хатфулл с коллегами изучают целесообразность добавления в коктейль четвертого фага, а также возможность применения испытанного подхода для избавления от других патогенных бактерий.