Каким станет завтра? Университеты ловят ветры перемен

25 марта в МГУ им. М.В.Ло-моносова собрались ректорский корпус России и стран Содружества Независимых Государств, представители научно-педагогического и студенческого коллективов высшей школы — более 1200 участников, каждый шестой — из-за рубежа. День начался с форума «Университеты, общество и будущее человечества». На открытии присутствовали помощник Президента РФ Андрей Фурсенко и первый заместитель министра науки и высшего образования Григорий Трубников. Главный доклад сделал ректор МГУ академик РАН Виктор Садовничий. Он четко отобразил глобальную историю университетского образования, вызовы, с которыми человечество сталкивается в своем развитии в последние века, и возможности университетов как сконцентрированной интеллектуальной си лы, влияющей на воспитание подрастающего поколения.
Если 70 лет назад, по данным ЮНЕСКО, в мире было 6,5 миллиона студентов, в конце ХХ века — около 90 миллионов, то через 10 лет их количество вырастет до 300 миллионов. Надо думать, как правильно работать с такой армадой желающих получить высшее образование: правительства не успевают удовлетворять растущий спрос на высшее образование, все большая часть студентов обращается за знаниями в частные вузы, все активнее входит в практику онлайн-образование. Это заставляет думать о растущей ответственности высшей школы за подлинность и качество предоставляемой информации. Если в 2017 году университетские онлайн-курсы слушали 80 миллионов человек, то через пять лет эта форма обучения охватит аудиторию в 200 миллионов. Сегодня в России рынок онлайн-образования составляет 21 млрд рублей, через два года (!) он, вероятно, возрастет в 2,5 раза. Это один из вызовов цифровизации — рост пользователей ИКТ-технологий. Важно, чтобы в этом цифровом пространстве были минимизированы риски для психики человека, но сохранена, увеличена польза для интеллекта. В.Садовничий предупредил коллег, что ошибочно мнение, будто онлайн-обучение постепенно заменит очное. По его мнению, «без учителя, обратной связи студенту учиться что по книгам, что по интерактивным мультимедийным курсам в Интернете почти так же трудно, как Маугли».
Подробно академик говорил о проблемах изучения мозга и искусственного интеллекта, космоса. И особенно о вызовах, связанных с экологией. В.Садовничий сослался на труды академика В.Вернадского, утверждавшего, что «человеку, чтобы сохранить себя в биосфере, придется взять ответственность за судьбы не только общества, но и биосферы в целом». Время показывает, что В.Вернадский прав. По данным Римского клуба, «на Земле за последние 150 лет истощилась почти половина плодородных земель. Устойчивость климата — в серьезной опасности, на Земле начался шестой период массового вымирания видов». Именно поэтому МГУ выдвинул идею программы «Вернадский», цель которой — объединение воз можностей университетов, академических институтов, высокотехнологичных компаний для социально-экономического и инновационного развития регионов. В частности, это развитие научно-образовательной мобильности, когда ведущие университеты налаживают связи с вузами в дальних регионах России и создают там совместные кафедры, лаборатории, центры коллективного пользования. Задача — подтянуть образование и науку на периферии до уровня столиц. Программа «Вернадский» — конкретный шаг по созданию единого образовательного пространства России. О ней заговорили на предыдущем съезде РСР, а меньше чем через год в ходе форума «Университеты, общество и будущее человечества» были подписаны 9 меморандумов об организации научно-образовательных кон сорциумов в рамках программы «Вернадский» — с Ханты-Мансийским автономным округом, Удмуртской, Кабардино-Балкарской республиками, Кемеровской, Московской областями, Республикой Татарстан, Хабаровским краем, Российским федеральным центром в Сарове, китайской группой научно-технологических инвестиционных холдингов «ТУС-Холдингз».
В разработке — еще 5 консорциумов.
В этот же день в МГУ состоялись съезд Евразийской ассоциации университетов и съезд Российского союза ректоров. Так же, как и форум, съезд РСР обсуждал вызовы системе образования, обусловленные процессами глобализации, технологическим прог-
рессом, развитием цифровой экономики. Конкретно речь шла об участии университетов в национальных проектах «Образование» и «Наука», о необходимости повышать эффективность аспирантуры, международных контактах, месте российских университетов в мировых рейтингах. В своем лаконичном докладе президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий заметил, что если в 2003 году мир знал только один — Шанхайский — рейтинг, то сейчас существуют 37 глобальных и, как минимум, 58 национальных. Московский международный рейтинг «Три миссии университета — образование, наука и взаимодействие с обществом» существует всего третий год, но его концепцию поддерживают все больше ведущих университетов мира. В шорт-лист третьего московского рейтинга, который планируют опубликовать в мае, вошли 1640 вузов из 112 стран, причем доля азиатских учебных заведений сравнялась с долей европейских.
Еще один вопрос — не глобальный, но принципиальный — начали обсуждать по требованию регионов накануне на расширенном заседании Правления РСР. Касался он роли ректоров и президентов вузов. Сегодня, руководствуясь статьей 332 Трудового кодекса, руководителей вузов, достигших 65 лет, смещают с их поста, даже если они вполне справляются со своими обязанностями. Ректорское сообщество считает, что этот возрастной рубеж надо поднять до 70. Накопленный опыт выдающихся ректоров, доказавших, что они способны обеспечить устойчивое развитие российских университетов в условиях глобальных вызовов, нужно использовать полностью. Об этом говорили многие выступающие. Вот как это обосновал председатель Совета ректоров Московской области, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов: «Назрел вопрос о диверсификации полномочий и более четком делении нашего сообщества на исполнительную и законодательную власть. Может быть, академическое сообщество в лице Ученого совета вуза должен возглавлять человек, которому сообщество доверило осуществлять коммуникационное взаимодействие с различными группами преподавателей, особенно важно это в многопрофильном университете. Мы предлагаем повысить роль президента университета и наделить его полномочиями председателя Ученого совета. Еще одно предложение — более четкая формулировка в Трудовом кодексе предельного возраста ректора. Сейчас она расплывчатая. Это приводит к тому, что когда надо исполнять то или иное законодательство, трактовка бывает неоднозначной. Мы предлагаем прописать так: ректор занимает свою должность до 70 лет. А для более четкой формулировки предложений надо собрать рабочую группу.
Чуть позже открытым голосованием мандатами участники съезда поддержали работу по повышению предельного возраста ректоров и укреплению роли президентов вузов. Но как руководители больших коллективов они отдают себе отчет в том, что властные структуры их идеи вряд ли поддержат. Не зря ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко с трибуны обратил внимание, что на съезде отсутствуют лица, к которым адресованы пожелания и рекомендации ректоров: из Минобрнауки, правительства и федеральных структур — регуляторов высшего образования. Это — демонстрация их некой отстраненности от обсуждаемых здесь тем. В этой ситуации, подчеркнул В.Литвиненко, хорошо, что кандидатом в президенты РСР выдвинут В.Садовничий. Сообществу нужен сильный лидер, которого нельзя не воспринимать, которого «строить» не получится.
Съезд избрал президентом Российского союза ректоров академика В.Садовничего.

Елизавета Понарина

Нет комментариев