Как под рентгеном

Пандемия выявила силу и слабость высшей школы

Полный переход высшего образования на дистант невозможен — это ведет к существенному снижению качества образования. За последние полтора года сильные вузы стали еще сильнее, слабые — слабее, показало исследование, подготовленное группами ученых из 13 ведущих университетов. Его результаты были представлены на круглом столе «Высшее образование в условиях пандемии: вызовы и решения».
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков, рассказывая об основных выводах исследования, отметил, что в итоговом докладе предложен комплексный взгляд на качество высшего образования (для которого точного определения пока ни в мире, ни в России нет). Было проведено научное исследование, с опорой на данные социологического опроса, которым были охвачены 36 тысяч студентов (11% из них — иностранные), 24 тысячи преподавателей и — впервые (!) — 800 родителей.
В.Фальков совершенно определенно высказался по поводу бытующих в обществе страхов о том, что вузы полностью перейдут на удаленку и изменятся до неузнаваемости: в масштабах системы в целом, заверил министр, такого не случится. Но отдельные программы, реализуемые полностью онлайн, возможны. Также не исключено, что в недалеком будущем в порядке эксперимента появятся университеты, которые «пойдут в эту историю».
Второй вывод: нормализуется отношение студентов к смешанному обучению. Произошло осознание того, что «разумное сочетание очного формата с удаленным позволяет сохранять качество». Однако многое зависит от уровня цифровой «продвинутости» высшего учебного заведения. Если в вузе отсутствует инфраструктура технических возможностей для эффективного смешанного обучения, при переходе на дистант возникает большой риск потерять качество. Именно из-за этого увеличился разрыв между сильными и слабыми вузами. «К сожалению, университеты, которые до этого не имели ни программ развития, ни ресурсов на развитие и не ставили себе таких задач, конечно, в условиях пандемии потеряли, — констатировал министр. — Не сама по себе пандемия существенно снизила качество, она, как рентген, высветила проблемы высшей школы». Глава министерства поставил задачу устранять эту разницу — увеличивать число вузов, дающих качественное образование.
И еще один, не столь очевидный, по мнению министра, вывод сделали исследователи. Одна из важнейших угроз качеству образования, требующая повышенного внимания со стороны руководства университетов, — ситуация с психологическим благополучием и ментальным здоровьем студентов. Наиболее уязвимыми оказались первокурсники и иностранцы.
— Психологическая поддержка студентов централизованно должна быть поставлена на другой уровень, — подчеркнул В.Фальков. — Если студент разбалансирован, если у него нет хороших навыков тайм-менеджмента, умения самостоятельно работать, если он чувствует, на протяжении долгого времени не общаясь с коллективами, свою изолированность и это его угнетает, о каком результате можно вести речь?
Здесь, считает министр, у министерства и руководства вузов «очень большой потенциал для совместной работы».
Для ведущих вузов пандемия стала своего рода катализатором перемен. Так, ректор Томского государственного университета (ТГУ) Эдуард Галажинский рассказал об одной из тенденций, которая была выделена в исследовании. Сильные университеты вкладываются не только в создание отдельных цифровых инструментов и решений, но и в формирование единой цифровой экосистемы.
— Технологическая основа для
повышения качества образования — новые цифровые решения: Learning management, Marketplace content, — подчеркнул ректор ТГУ, особо отметив, что в пандемию сильные вузы стали стейкхолдерами и полноправными участниками рынка EdTech, чего раньше не было. — Традиционно считалось, что вузы медленные и неповоротливые, но жизнь заставила нас работать с образовательными технологиями. Многие университеты сейчас работают с платформой SkyEng. В ТГУ отдельный проект с платформой «Английский пациент», направленный на обучение русского языка иностранцев.
Совместная разработка ТГУ и компании Enbisys — Plario, платформа адаптивного изучения математики. К ней кроме ТГУ подключились другие вузы Томска, а также Иркутска. Исследования показали, что студенты, которые после входной диагностики на Plario имели уровень знаний 22%, уже после 8 часов занятий повышали его до 73%. Задания в форме игры, зайти на платформу можно с любого электронного устройства.
До начала пандемии не было общей среды учета студенческой образовательной активности. Сейчас благодаря усилиям министерства и активной работе вузов этот пробел устранен. Вузы научились собирать данные об образовании. Все «цифровые следы» сейчас накапливаются и анализируются. В России даже был создан Университетский консорциум исследователей больших данных, в который вошли 35 вузов.
— От сбора данных мы переходим к управлению на основе больших данных, — отметил ректор ТГУ еще один аспект развития образования в эпоху пандемии. — Так, в рамках нацпроекта «Демография» действует LMS-система, объединяющая 85 вузов страны. Все данные студентов собраны в единой системе, только за 2021 год в ней зарегистрированы и проходят обучение более 56 тысяч человек. Это мощный катализатор перенастройки системы образования и ее ориентации на потребности рынка труда.
Последний опрос студентов показал, что половина интервьюируемых при наличии выбора отдала бы предпочтение гибридному варианту обучения: часть занятий — очно, часть — онлайн. И это очень хороший показатель, отметил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. По его словам, больше всего студентам нравятся доступность учебной литературы, информационное сопровождение обучения, условия для электронного обучения, условия для обучения на курсах по выбору — здесь удовлетворенность достигла 80%. Ниже других показателей опрашиваемые оценили условия для реализации студенческих инициатив, для студенческого представительства в жизни университета, для самостоятельной работы в корпусах — 62-66%. «Это говорит о том, что университеты должны уделять больше внимания формированию у студентов soft skills», — считает ректор.
Один из инструментов, позволивший «Вышке» с первого дня перехода на удаленку не терять связь с обучающимися, — студенческая оценка преподавания (СОП). Анонимный опрос проходит четыре раза в год накануне сессии, и в нем принимают участие более 90% студентов. Результаты СОП показали, что по результатам работы в дистанционном формате средние оценки преподавателей не стали хуже.
Ректоры предложили министру все кейсы, представленные в исследовании, объединить в Национальную инициативу в области качества образования и рекомендовать ее вузам. «Наши лучшие практики складываются в некую систему, минимальный набор шагов, которые помогут любому университету выстроить системную работу по повышению качества, — пояснил Э.Галажинский.
Министр оценил идею как весьма актуальную и своевременную и предложил, обсудив национальную инициативу с работодателями, до конца года «объективировать ее в некий документ».

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев