Извилина под нагрузкой

Правши и левши по-разному ладят с математикой

Пожалуй, впервые приходится писать о различиях способностей у правшей и левшей — тема показалась неожиданной и интересной. Разрабатывает ее Центр когнитивных нейронаук и нейротехнологий НИУ «БелГУ» вместе с немецкими коллегами из Университета Тюбингена (Германия). Полученные результаты ученые обоих вузов считают перспективными, ими воспользуются при подготовке методик для улучшения познавательных и мыслительных возможностей детей и взрослых. Рассказывает директор центра, кандидат психологических наук Мария СИТНИКОВА.

— В порядке справки: чем отличаются правши и левши?

— Приблизительно 10-12% населения Земли — левши, остальные — правши. Встречаются и амбидекстры — люди, приблизительно одинаково действующие обеими руками. У левшей и правшей мозг по-разному участвует в осуществлении одних и тех же когнитивных функций. Например, доказано, что у 95% правшей и приблизительно у 75% левшей левое полушарие отвечает за развитие речи, чтения, письма. А у 25% левшей доминирующим является правое полушарие или оба полушария в равной степени реализуют те же самые когнитивные функции.

Изучение их отличий было актуальным всегда, а тем более сейчас, когда в классе можно встретить двух-трех левшей. Между тем лет 30-40 назад в школах их были единицы, да и то не в каждой. Объяснение простое: до 1986 года в СССР их переучивали, хотя вмешательство в психофизиологию человека не лучший способ решения проблем обучения и воспитания. Сегодня в мире повышенное внимание уделяют выявлению различий между правшами и левшами. Знание их нейрофизиологических, психологических, социальных и поведенческих характеристик позволит лучше осуществить идею дифференцированного обучения и разработать на его основе индивидуальные траектории развития.

— Как получилось, что вы стали изучать правшей и левшей?

— Более десяти лет я исследую когнитивные особенности правшей и левшей. В 2015 году проходила стажировку в лаборатории диагностики и когнитивной нейропсихологии Университета Тюбингена (по программе сотрудничества Erasmus Mundus). У немецких коллег большой опыт изучения математического мышления и математических способностей у детей и взрослых, в том числе методами нейровизуализации. Однако эксперименты проводились исключительно с правшами. Я предложила провести сравнительное исследование праворуких и леворуких студентов («рукость» — яркое проявление на поведенческом уровне функциональной неравнозначности полушарий мозга, выполняющих математические вычисления). В современной науке недостаточно обоснованных данных о нейрокогнитивных механизмах, лежащих в основе развития математических компетенций у левшей. А сравнительный анализ паттернов мозговой активации тех и других позволит в будущем воспользоваться этими сведениями при разработке новых технологий дифференцированного обучения. Мы использовали метод спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне (fNIRS-томография). Это относительно новая, перспективная технология, но в России ее освоили лишь несколько ведущих исследовательских центров и лабораторий. Чтобы развивать новое научное направление и вести совместные исследования с Университетом Тюбингена, БелГУ в 2017 году приобрел мобильную систему спектроскопии в БИК-диапазоне. А через два года открыл междисциплинарный Центр когнитивных нейронаук и нейротехнологий.

— Как проходят эксперименты?

— Студентам-добровольцам на голову надевают шапочку с оптодами (провода со светодиодами на концах) (на снимке). В fNIRS-томографии используют не электрические сигналы, а световое излучение, отсюда название — оптическая томография. Она фиксирует процесс насыщения крови в головном мозге кислородом в момент активации, например, при решении двузначных примеров (32 + 16 или 41 — 18) методом подбора (approximate calculation). Еще одно задание — разобраться в числовой линии, в которой обозначены только начало — 0 и конец — 1000. Респондент должен определить и отметить, где находится заданное число, допустим, 730. А мы наблюдаем за активацией отдела коры головного мозга — внутритеменной борозды. Большинство нейрокогнитивных моделей, выявленных в результате исследований с правшами, определяет центральную роль двусторонней внутритеменной борозды коры головного мозга в математических вычислениях и оценке количества объектов. Другими словами, без активной работы этой извилины ни одну, хотя бы простейшую, арифметическую задачу решить невозможно. Даже у взрослого человека и профессионального математика при решении примера типа 2 + 3, активируется мозговой центр, отвечающий за оценку количества. И нам важно было понять, как мозг правшей и левшей реагирует на задачу. Пока можно констатировать, что он справляется с ними по-разному.

— И кто лучше?

— Нельзя так ставить вопрос: кто лучше, а кто хуже. Гении есть и среди правшей, и среди левшей. Распространенное мнение, что у правшей логический склад ума, а у левшей творческий — это миф. К тому же учтите: большинство людей относятся к так называемой смешанной группе, когда ведущая рука может быть правая, а нога или глаз — левые. Сравнительные исследования правшей и левшей в контексте развития их математических компетенций важны как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Недостаточные знания основных математических понятий могут привести к неточностям при решении простейших задач: рассчитать, скажем, время поездки, сделать покупки…

— Вы пишите статьи для научных изданий, как на них реагируют коллеги?

— В этом году вместе с немецкими учеными опубликовали статью в журнале Scientific Reports первого квартиля. Два года назад вышел обзорный материал в Frontiers in Psychology о применении метода спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне в образовательной нейронауке при изучении математических компетенций и чтения у школьников. Публикации заинтересовали коллег.

— Для развития математических способностей у детей и взрослых это знание можно использовать?

— Уже существуют игровые платформы для тренировки математических навыков: способности оценивать количество и умение манипулировать числами. Результаты нашего исследования можно использовать при разработке тренингов для правшей и левшей, в том числе адаптивных (когда уровень сложности меняется в зависимости от успешности выполнения математических заданий). Они помогут также преодолеть так называемую математическую тревожность — состояние беспокойства, возникающее у школьника или студента при мысли о математике.

Подготовил Юрий ДРИЗЕ

Фото предоставлены БелГу

Нет комментариев