Искусство наживать друзей

Представляем лауреатов общенациональной неправительственной научной Демидовской премии 2020 года

Академику Анатолию ТОРКУНОВУ, с 1992 года возглавляющему МГИМО, один из авторитетнейших вузов страны, научная Демидовская премия присуждена за выдающийся вклад в изучение истории международных отношений и дипломатии. Он — автор фундаментальных трудов по истории Кореи, международным отношениям, внешней политике России, многие его книги переведены на иностранные языки. Кроме того, А.Торкунов — заместитель академика-секретаря Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН, председатель Российской ассоциации содействия ООН, член Коллегии МИД России, президент Российской ассоциации международных исследований, руководитель секции Научного совета при Совете безопасности России. Несмотря на занятость, новоиспеченный лауреат нашел время для традиционного «демидовского» интервью «Поиску».

— Анатолий Васильевич, вы — второй востоковед и дипломат в списке лауреатов возрожденной научной Демидовской премии после Евгения Примакова, с которым вы были хорошо знакомы. Какую роль он сыграл в вашей жизни и карьере?
— Я искренне признателен за присуждение мне Демидовской премии, которая на протяжении десятилетий считалась самой почетной неправительственной наградой в России. С момента возрождения премии в 1993 году ее лауреатами стали многие выдающиеся представители науки, промышленности, общественные деятели. Для меня особенно важно, что среди них есть и Евгений Максимович Примаков. Мне посчастливилось познакомиться с ним еще в студенческую пору, когда он приезжал в МГИМО как корреспондент газеты «Правда» и рассказывал о премудростях ближневосточной политики и тайнах журналистского мастерства.
Е.Примаков соединял в себе два потрясающих качества: он был истинным  интеллектуалом и одновременно человеком, заточенным на решение практических вопросов. Плюс обаяние, юмор, блестящее знание существа и деталей вопросов, которыми он занимался. Е.Примаков являлся примером высокого профессионализма в сочетании с прекрасными человеческими качествами.
— Примаков рассказывал, что он поступил на востоковедение, поскольку туда был самый большой конкурс. Как это было у вас и почему вы выбрали для первой диссертации «корейскую» тематику?
— После поступления в МГИМО меня определили в группу корейского языка, где нас было всего четыре человека: три россиянина и один поляк. Выбора нам не дали, так решило начальство. Но постепенно погружаясь в язык, историю, культуру Кореи, других стран Дальнего Востока, я понял, как мне повезло. Удачей была и возможность поработать в нашем посольстве в КНДР в начале 70-х годов. Естественно, что в аспирантуре я взял тему по Корее, причем Южной, о которой тогда практически не писали. Тема «Военно-бюрократический авторитарный режим и модернизация» показалась интересной и моему научному руководителю, замечательному китаисту Арлену Вааговичу Меликсетову (он долгие годы возглавлял Институт стран Азии и Африки при МГУ). Чуть позже появилась и первая книга по Южной Корее, написанная совместно с В.Мариновым. А сегодня таких книг по Корее, индивидуальных и в соавторстве, уже больше десятка.
Но я занимаюсь не только Дальним Востоком. После работы в посольстве в Вашингтоне (в 1983-1986 годах А.Торкунов исполнял обязанности второго, затем первого секретаря посольства СССР в Вашингтоне — Прим. ред.) существенно расширился круг проблем, которые мне интересны: это и внешняя политика США, история и современные международные отношения, классическая и академическая дипломатия и другие.
— Вы возглавляете МГИМО с 1992 года. За это время вуз, изначально созданный как кузница дипломатических кадров, сильно изменился, обрел статус уникального гуманитарного международного университета, авторитетного научного и учебного центра. Можно ли сформулировать ваше ректорское кредо?
— Любой вуз может сегодня успешно существовать, если он является центром и интегратором научного и практического развития, а его воспитанники востребованы на рынке труда и обладают навыками оперативного освоения новых компетенций. Все прорывы свершаются сегодня на стыке наук — социально-гуманитарных и естественных. Поэтому в учебном процессе в социогуманитарных университетах должны присутствовать элементы естественно-научного, технического знания, изучение современных технологий, прежде всего информационных, экологии, когнитивистики. Понятно, что всему этому за 4-6 лет научить невозможно, но дать инструмент, ключ, который откроет дверь к этим знаниям, можно. В этом духе мы и выстраиваем наш научно-образовательный процесс. Сохранение лучших традиций и одновременно развитие и обновление — в этом я вижу свое кредо.
— Вопрос к чрезвычайному и полномочному послу России и политологу: международные позиции России сегодня очень сложны, и «облегчения» их на ближайшее время, кажется, не предвидится. Насколько успешно справляется наш дипломатический корпус с новыми вызовами?
— МГИМО с 1943 года готовит профессиональных дипломатов, и имена многих из них уже вписаны золотыми буквами в историю советской и российской дипломатической службы. Уровень подготовки наших дипломатов всегда высоко оценивался в мире. Хочу отметить, что принимаемые в МИД молодые люди не только, как правило, с отличием заканчивают учебу в университете, но и проходят строжайший отбор кадровой комиссии МИД. Жестко тестируется знание как минимум двух иностранных языков.
Конечно, молодые люди приступают сегодня к дипломатической карьере, когда международная среда характеризуется турбулентностью, многие давние устои, в том числе правовые, подвергаются сомнению или прямой деконструкции. Меняется баланс сил на международной арене, появляются новые приоритеты в нашей внешней политике. Но основные цели и содержание работы дипломата прежние: добиваться дипломатическими методами обеспечения безопасности страны, способствовать созданию благоприятных внешних условий для социально-экономического развития и повышения жизненного уровня наших соотечественников, укреплять систему многосторонних связей, опираясь на принципы Устава ООН, углублять доверие и сотрудничество со всеми странами, которые готовы к такому взаимодействию.
Вообще мне кажется, что российская дипломатия в целом должна делать все возможное, чтобы у нас было больше друзей. Ясно, что только общими усилиями всего международного сообщества нам удастся справиться с глобальными вызовами. Это еще раз ярко показала так и не преодоленная пока пандемия коронавируса.

Андрей и Елена Понизовкины, пресс-служба МГИМО

Нет комментариев