И якорь, и драйвер

Перед вузами ставят грандиозные задачи

Обновленный национальный проект «Наука и университеты» вызывает у представителей научно-образовательной общественности множество вопросов. Как выстроить сотрудничество академической и университетской науки, губернаторских команд и бизнеса? Какую роль тут должны играть университеты, каковы сегодня приоритеты развития высшей школы? Эти и другие вопросы обсуждались на форуме «Университеты 2030: наука — компетенции — молодежь», состоявшемся недавно в Нижнем Новгороде на базе Университета Лобачевского. Пожалуй, впервые за месяцы пандемии было собрано в одном зале столько руководителей в сфере науки и высшего образования, представителей руководства регионов и бизнеса. Не менее солидная аудитория следила за дискуссией онлайн.
Как сообщил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, окончательное решение по структуре и содержанию обновленного национального проекта еще не принято. В министерство поступает много вопросов о роли и задачах вузов в новых условиях. Форум в Нижнем — возможность вместе поискать ответы, это «часть большой работы по формированию государственной политики».
Первый приоритет заложен в самом названии нацпроекта — это увеличение исследовательского потенциала вузов, считает В.Фальков. «В России сегодня 724 головных вуза, не считая филиалов, и для абсолютного большинства из них это очень серьезная задача — стать по-настоящему исследовательским университетом», — подчеркнул министр. Он уточнил, что сегодня модель такого вуза иная, нежели в прошлом веке: «Идет большая сдвижка от собственно исследований в технологическое развитие».
Второй приоритет — создание консорциумов, объединение усилий для достижения масштабных амбициозных целей. По словам министра, сообщество еще не определилось с понятием, что такое консорциум, и «сегодня это один из объектов справедливой критики». Предстоит создать «более жесткий административный, юридический каркас для консорциума, определить особые взаимоотношения внутри него, правовой статус участников, их преференции».
Президент РАН Александр Сергеев, отметив важность того, что академия с министерством сейчас «выстраивает очень тесное взаимодействие», к вопросу о приоритетах подошел с другой стороны:
— Университеты должны прежде всего хорошо учить, хорошо готовить кадры для высокотехнологичных работодателей. Мне трудно представить вуз, который плохо готовит студентов, но при этом хорошо развивает науку.
Президент РАН обратил внимание на то, что в международных рейтингах университетов чуть ли не на первом месте стоит критерий, связанный с востребованностью выпускников. В нашей же стране нет даже статистики об их трудоустройстве. «Очень хорошо, что одно из мероприятий нацпроекта связано со сбором такой статистики», — считает глава РАН. По его словам, «в условиях ограниченных ресурсов действует нелинейная модель развития, она принципиально связана с наличием положительных обратных связей. Нужно таким образом организовать взаимодействие университета с работодателем и регионом, чтобы в отсутствие «денежного дождя», который сыплется сверху, пошла самораскрутка». Создание консорциумов — как раз то, что в условиях ограниченного финансирования поможет запустить обратную связь. «Надо, чтобы каждый элемент этого консорциума понимал, что взаимодействие полезно для него и для всех других участников», — подчеркнул А.Сергеев.
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин заявил, что университет — это «агрегатор городской среды», «якорь для молодого населения и драйвер решения демографической проблемы». Он рассказал, что сейчас в области 11 университетов, 15 филиалов государственных вузов, 90 тысяч студентов. А еще лет шесть назад было 120 тысяч. Чтобы уменьшить отток молодежи, нужно не только наращивать число бюджетных мест в вузах, но и менять городскую среду, обстановку в городе, чтобы работа в нем стала привлекательной. Рассказав об успешном опыте создания Нижегородского НОЦ, губернатор заметил, что когда «соединили» бизнес с наукой, начали реализовывать бизнес-проект, то столкнулись с другой проблемой — острой нехваткой IT-специалистов. «В этой связи, конечно же, нужно увеличивать возможности университета по масштабу и качеству обучения», — сказал Г.Никитин и предложил идею: синхронизировать нацпроекты по направлению «Комфортная среда для жизни» и другие, сфокусировав их вокруг университетов. Тогда привлекательность обучения в конкретном городе для студента в значительной степени вырастет.
— Университет не просто основной агент нацпроекта «Наука и образование», — считает губернатор. — Это институт, за счет которого можно, в принципе, трансформировать экономику региона полностью. Он может быть основным драйвером, который потянет все остальное.
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов напомнил, что вузы вступают в новую реальность — мир цифровой экономики, открытого знания. И призвал коллег относиться к этому не как к напасти, от которой надо обороняться, а как к средству развития. Он назвал ключевой для вузов возможность использовать в обучении курсы других университетов. Именно это, по мнению ректора, позволит преподавателям вернуться к исследованиям и «преодолеть болезнь скатывания в техникум». Сегодня же, по его словам, даже в крупных городах, в уважаемых университетах нередка ситуация, когда преподаватели читают по четыре-пять, а то и по десять курсов одновременно. «Это отрицание сути университета», — считает Я.Кузьминов. Он подчеркнул, что если университеты не станут исследовательскими или проектными, они «очень быстро будут замещены внешними источниками знаний».
— Странно и смешно ожидать, что будут востребованы в экономике, в обществе выпускники того или иного вуза, если сам вуз, его ученые не востребованы ни в экономике, ни в социальной жизни, — заметил ректор.
По его словам, для исследовательского университета характерны конкретные формы организации образовательного процесса, и многие вузы его уже опробуют: это, в частности, обучение студентов через собственные проекты, через участие в ключевых семинарах лидеров научных направлений в вузе или в больших проектах.
Подводя итоги сессии, В.Фальков еще раз напомнил, что исследовательский университет — это стандарт, который должен соблюдаться всеми, но, к сожалению, пока не соблюдается, и преподавание может быть на должном уровне только тогда, когда основная часть ППС задействована в научной работе. Но пока исследовательский университет не стал нормой, вдруг добавил В.Фальков, следует продолжить «обстоятельно» обсуждать вопрос по нагрузке преподавателей. Признание министра, что «не может университет развиваться, если у преподавателей аудиторной нагрузки по 500-600 часов, в такой ситуации им некогда заниматься наукой и студентами», зал встретил аплодисментами.
Я.Кузьминов заявил, что «одного ключа к успеху нет, надо идти по нескольким направлениям». А что зависит от ректоров? «Надо перестать пугаться изменений. Не меняясь, охраняя только то, что есть, мы просто будем медленно тонуть в наступающей волне новых возможностей», — заметил ректор «Вышки».
Сессия завершилась жизнеутверждающими словами ректора РАНХиГС Владимира Мау: «Секрет успеха очень прост — надо хорошо учиться и много работать».

Наталия БУЛГАКОВА

Фото: nntu.ru

Нет комментариев