И туда, и обратно

Вузы привыкают к смешанным форматам обучения

Минобрнауки высоко оценивает творческий потенциал университетов, раскрытый в период пандемии. Всего за несколько месяцев они внедрили в свою работу множество организационных и технических решений, позволяющих гибко реагировать на изменения в нестабильной ситуации. Немало вузов научились в этих условиях бороться за сохранение качества обучения, экономя различного рода ресурсы, сплачивая сотрудников, создавая новые институты, рационально перестраивая инфраструктуру.
— Сейчас мы находимся в особых условиях, но рано или поздно вернемся в нормальные. Важно понять, что из сегодняшнего дня взять с собой в постковидное будущее: какие практики, апробированные на наших глазах, какие изменения нужно закрепить, чтобы не потерять лучшее, какие правила необходимо выработать, чтобы они стали новой нормой, — так сформулировал одну из главных задач текущего этапа заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев на очередном вебинаре по обмену практиками вузов Ассоциации «Глобальные университеты». При этом, отметил он, некоторые новации останутся только примером эффективных антикризисных мер, а все, что успешно применяется сегодня и пригодится в будущем, должно стать доступным для всех университетов. Сопоставление отечественной и мировой практик, по словам Д.Афанасьева, показывает: наши подходы «не только не уступают подходам ведущих мировых университетов, но в какой-то части даже превосходят их». Он выразил «осторожную уверенность» в том, что в результате творческой работы университетов будут найдены точки роста, правила и нормы, которые улучшат качество российского высшего образования. Недостаточность инфраструктуры, необходимой для подготовки цифрового контента, организации дистанционного учебного процесса, коммуникаций ППС со студентами, включая иностранных, для безопасного и продуктивного взаимодействия управленцев и коллектива — вот основная проблема, с которой, по наблюдениям экспертов, столкнулись вузы с приходом пандемии. Затронула она и приемную кампанию. Как без специальных средств передать абитуриентам дух будущей альма-матер, если вариант знакомства с выбранным вузом только один — виртуальный? В Московском политехническом университете сумели адаптировать приемную кампанию к новым условиям. Проректор вуза Александр Кайданович проиллюстрировал свой рассказ сокращенной версией видеоролика об университете, который был подготовлен благодаря концентрации собственных ресурсов и поддержке партнеров, одолживших оборудование. Получилось целое шоу с вставками увлекательного и содержательного контента, с участием реальных студентов и членов приемной комиссии, ответивших на волнующие абитуриентов вопросы. После успеха его трансляции на YouTube и «ВКонтакте» университет приобрел собственный комплект мобильного видеопроизводства.
— Теперь за несколько часов мы можем развернуть студию с прямыми одновременными включениями для тысячи с лишним человек из любой точки мира, — рассказал А.Кайданович. — Дни открытых дверей стали ежемесячными, абитуриентов пригласили на виртуальные экскурсии по аудиториям и лабораториям, дали возможность задать вопросы ректору в режиме онлайн. Если раньше эти дни собирали в среднем по 500 человек, то теперь — сотни тысяч.
Дальнейшее развитие проекта диктует обратная связь с абитуриентами и их родителями. Появились call-центр, работающий в том числе через соцсети, канал и чат в Telegram, вышли более 120 роликов про образовательные программы с участием индустриальных партнеров, выпущен обзорный сериал «По общагам». Были и другие новации. Проректор уверен в том, что приемная кампания «уже не будет прежней» и все технологические находки пригодятся Московскому политеху и в дальнейшем.
В Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ) придумали, как при закрытых границах наладить обучение студентов-иностранцев и включить их в полноценную университетскую среду. Как рассказал ректор ИРНИТУ Михаил Корняков, 156 китайских первокурсников, проживающих в разных городах, удалось собрать в одном из вузов-партнеров — Шэньянском педагогическом университете. Ребят поселили в общежитие за ту же цену, что они платили бы в России, а ИРНИТУ обеспечил им качественную связь из восьми аудиторий, арендованных в китайском вузе. Помимо прочего, такой подход обеспечил возможность совместной работы над групповыми кейсами. Большую роль в реализации этого решения сыграли тьюторы из 16 представительств иркутского НИУ в Китае, курирующие его студентов.
По словам М.Корнякова, с предложением о размещении своих студентов его команда обращалась в шесть партнерских университетов Китая. Пять из них отказались по причинам нехватки аудиторий для соблюдения санитарных норм, мест в общежитиях и нежелания брать на себя ответственность за чужих студентов. Поэтому в ИРНИТУ очень благодарны коллегам из Шэньянского педагогического университета.
— Мы рассчитываем, что ребята отучатся в таком формате семестр, а возможно, и до конца года. Тем более что на первом курсе нет инженерных дисциплин, предполагающих лабораторные работы. Эффект уже виден: занятия идут, наши студенты участвуют в жизни университета-партнера, общаясь с его учащимися и включаясь в разного рода внеучебные мероприятия, — резюмировал ректор.
А в Ярославском государственном университете им. П.Г.Демидова (ЯрГУ) творчески организовали работу преподавателей, волею событий вынужденных то дистанцироваться от студентов, то вновь встречаться с ними в привычной обстановке. В ЯрГУ решили наладить инфраструктуру и ход занятий так, чтобы качество связи не зависело от домашних условий сотрудников, а смена форматов проходила максимально спокойно. Оценив мобильные возможности ППС и обеспечив минимальное пересечение коллег друг с другом, в университете создали для них 15 студий, оснащенных всем необходимым (компьютерами, веб-камерами, микрофонами, интерактивными досками) для трансляции лекций и записи видеоматериалов, и запустили их в режиме коллективного пользования.
Согласно оценке ректора ЯрГУ Александра Русакова, результат оказался весьма положительным, что следует из отзывов студентов. Требования к освоению курса стали более четкими, материалы — доступнее, а формы персонального общения с преподавателями — разнообразнее (дискуссии, тесты, анализ статей, неформальное общение). Основа успеха — централизованная система поддержки дистанционного обучения как часть университетской политики.
— В перспективе все это может применяться, к примеру, в дополнительном образовании, для индивидуальных занятий или при работе с иностранными студентами, — добавил А.Русаков.
В ходе состоявшихся вебинаров вузы уже представили целый ряд практик, заслуживающих внимания и тиражирования, и обмен полезным опытом в этом формате будет продолжаться. Директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки Наталья Трухановская заверила, что министерство намерено поддерживать такого рода площадки, поскольку благодаря им появляется выбор решений, «которые потом могут стать общесистемными».

Татьяна Возовикова

Нет комментариев