Готовясь к подготовке

Вузы предугадывают спрос на новые профессии

Как выяснилось в ходе пресс-конференции на площадке «Российской газеты», у ректоров целого ряда ведущих вузов России нет ответа на вопрос, как прогнозируются потребности рынка труда на 5-7 лет вперед. Все, конечно, понимают, что, перераспределяя контрольные цифры приема (КЦП) в пользу одних направлений и в ущерб другим, Минобрнауки — заказчик подготовки кадров — руководствуется определенной логикой. Однако результат (непреходящий дефицит разного рода специалистов в промышленности, медицине, образовании, IT-сфере и др.) далеко не всегда оправдывает действия управленцев, и это дает повод руководителям университетов говорить о необходимости совершенствования порядка распределения КЦП.
— Надеюсь, что мы движемся к сбалансированной системе, когда часть бюджетных мест учредитель будет заказывать очень прицельно, а часть — отдавать вузам на их усмотрение. Университету важно развивать те сферы занятости, которых пока нет. Мы не знаем, сколько преподавателей необходимо для подготовки специалистов в области современных технологий, которых становится все больше. Надо смотреть, как развивается то или иное направление рынка, от этого зависит, кого и в каком количестве готовить, и вузу нужен ресурс для свободы такого рода действий, — сказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
Есть ли уже сегодня у вузов возможности для работы на опережение? Судя по словам ректоров, у ведущих университетов есть. Например, создаются актуальные магистерские программы, которые при отсутствии спроса могут быть закрыты и открыты вновь, если появится востребованность в них. Быть готовым к обучению профессиям будущего позволяет и развитие соответствующей базы. Как рассказал ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова Петр Глыбочко, при том что наибольшим спросом у будущих медиков сегодня пользуются такие классические дисциплины, как лечебное дело, педиатрия, стоматология, растет и интерес к новым.
— Раньше мы боялись не набрать абитуриентов на такие специальности, как IT-медицина, нанофармакология, тканевая инженерия, молекулярная диетология, медицинская биохимия и другие. В этом году на них уже был конкурс. Врачи будущего должны помимо прочего уметь использовать в своей практике новые препараты, и такие создают в лабораториях нашего Научно-технологического парка биомедицины — это 20 институтов разной направленности, включая регенеративную, персонализированную, трансляционную медицину.
В Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС» (НИТУ МИСиС) недавно открыли Центр компетенций Национальной технологической инициативы «Квантовые коммуникации», и теперь ученые — ведущие специалисты, сотрудничающие в его лабораториях, — участвуют в образовательном процессе, в том числе в создании программ. В вузе, по словам его ректора Алевтины Черниковой, сегодня внедряют новации, позволяющие уменьшить срок подготовки высококвалифицированных кадров. В этом году, например, впервые запущена интегрированная программа магистратуры и аспирантуры.
— Талантливые ребята, которые хотят заниматься наукой, теперь могут не только учиться у лучших представителей профессии в самых современных лабораториях, но и сократить время обучения: за пять лет освоить два уровня и получить международную стажировку, — уточнила ректор.
Еще один пример ответа ­МИСиС на острую потребность рынка труда — выпуск переводчиков со знанием инженерии и технологической терминологии: их работодатели разбирают еще до окончания учебы.
Взаимодействие с реальным сектором по-прежнему имеет ключевое значение для эффективной подготовки специалистов в высшей школе, ведущие университеты не исключение. Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров напомнил, что такое сотрудничество отвечает обоюдным интересам:
— Представители реального сектора должны чаще бывать в вузах, а не просто критиковать, что мы плохо учим. Нужны дополнительные места для стажировок, стипендии, мастер-классы.
Проблем с трудоустройством у выпускников его университета нет, заверил М.Эскиндаров. Интерес к банковскому сектору несколько спал, тем не менее средний балл ЕГЭ поступивших в Финансовый университет вырос на 2,5 пункта (89,32 балла). Довольны приемом и другие ректоры. Так, в МИСиС этот показатель составил 86,5 балла, в Сеченовском университете — 90,1, в МГПУ — 80.
А как быть региональным вузам, где средний балл поступивших куда ниже, а возможностей привлечь лучших абитуриентов куда меньше? По мнению ректора Финансового университета, там должны быть такие же условия приема, как в Москве, а объем подготовки кадров необходимо соотносить с потребностями своего региона. Чтобы повысить качество образования на местах, нужна система поддержки местных университетов, считает М.Эскиндаров.
О том, что приоритетно для нынешнего абитуриента при выборе вуза, рассказал И.Реморенко, опираясь на результаты опросов абитуриентов. По его словам, близость будущего места учебы к дому и его рекламная раскрутка уже не так важны. Чаще всего будущих студентов интересуют направления исследований, ведущихся в университетах. Молодежь требовательно относится к среде обучения, предпочитая вузы с современными и комфортными зданиями, хорошей библиотекой. Значимый фактор при выборе — университетский сайт и широта представленности в соцсетях. Немалую роль играет и стиль работы приемной комиссии — взаимодействие с ней должно быть внятным и дружелюбным.
— Надо признать, что абитуриенты стали предъявлять более содержательные требования к вузам, — резюмировал ректор.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев