Фантазии на тему

Интерес к науке прививают через искусство

Картина «Лыжник» одного из самых известных русских художников — Эрика Булатова — стала символом нового арт-проекта «2020-2070», организованного группой РОСНАНО совместно с галереей Frida Project Foundation. Человек в полосатой куртке мчится в глубь лесной просеки, где как будто брезжит свет, но зритель видит все это сквозь красную решетку. В своем видеообращении к участникам встречи в офисе РОСНАНО, посвященной старту проекта, художник сказал: «Мы не знаем, каким будет завтра, но мы должны стараться пройти сквозь клетку сегодняшнего дня вперед, к свету будущего. Нужно преодолевать сопротивление пространства через то, что связано с образованием, наукой, культурой».
Большая выставка объединила художников и ученых c целью привлечь внимание к науке. Тридцать российских авторов, вдохновившись самыми разными научными исследованиями, представили 70 работ. Все художники творили в тесном взаимодействии с исследователями, но темы для своих произведений выбирали сами, основываясь на том, что им близко по духу.
«Идея проста: чтобы получить конкурентоспособный инженерный продукт, нужны хорошие инженеры, — объяснил руководитель Дирекции популяризации РОСНАНО Сергей Филиппов. — Нам необходимо воспитывать уважение к техническому труду, но мы понимаем, что нано невозможно пощупать. Так каким же образом мы можем эмоционально вовлечь наше общество в научную тему? Вероятно, при помощи искусства».

Объединение научного и культурного потенциалов всегда дает мощный дополнительный эффект, считает художник Женя Шеф (Евгений Шеффер). Он нашел вдохновение в проекте академика Владимира Скулачева, известного своими исследованиями, направленными на победу над старением. Художник задумался о бессмертии и подготовил серию работ, главными героями которой стали животные-долгожители. Среди них, вполне ожидаемо, оказался и нестареющий голый землекоп.
Художница Марина Звягинцева вместе с заведующей лабораторией высшей нервной деятельности человека Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Ольгой Мартыновой попробовали, используя нейротехнологии, «заглянуть в голову зрителя», чтобы понять, как произведения искусства воздействуют на человека, какое влияние оказывают на его состояние.
Аристарх Чернышев пофантазировал на тему технологий будущего и представил на выставке «симбиотический искусственный организм», который живет вместе с человеком, с целью совместного потребления информации: он обеспечивает связь своего симбиотического партнера с цифровым миром. Визуально эта работа выглядит как «живой» браслет, который синхронизируется со своим владельцем через систему вживления и становится буквально частью его организма.

Среди авторов работ были не только седовласые именитые творцы, но и молодые уличные художники. К примеру, Миша Мост. Его работа — размышление на тему эволюции, над прогрессом человечества в общем и отдельного индивида в частности. Художник показал далекое будущее, в котором человек выглядит как некоторый кибернетический организм, состоящий из живого мозга и искусственной оболочки.
Выставка будет доступна для посещения на протяжении всего следующего года. Причем работы будут демонстрироваться не только в музейных пространствах и галереях, но и на вузовских площадках. Важным совместным решением художников стало согласие на формат «открытого кода» — это значит, что университеты смогут использовать изображения арт-объектов для популяризации своей деятельности и в научно-популярных мероприятиях.

Татьяна ЧЕРНОВА

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев