Эволюции навстречу

Минобрнауки обещана настройка

Недавно новый глава Минобрнауки Валерий Фальков включил в свой плотный график сразу две пресс-конференции, которые провел на площадках МИА «Россия сегодня» и ТАСС. Тем не менее времени на то, чтобы исчерпывающе ответить на все вопросы журналистов, не хватило. Министр пообещал исправить это в ближайшей перспективе, отметив, что ряд затронутых тем требует отдельного и предметного разговора. Например, о практическом применении научных достижений или проблемах строительства международного токамака с участием России. Однако приоритеты и акценты в деятельности ведомства, которое теперь работает под его началом, В.Фальков в целом обозначил.
— Организация деятельности министерства требует тонкой настройки, и такое право есть у любого руководителя. Отмечу, что в Минобрнауки сильный кадровый состав, мы работаем вместе почти три недели и по многим направлениям темпа не теряем. Будем двигаться эволюционным путем, — заверил министр. — После ряда серьезных обсуждений по-новому расставлены акценты: это распределение бюджетных мест в региональных вузах, программы университетов — участников Проекта 5-100 и опорных вузов и другое. Потребуется определенная корректировка нормативных актов, но без тотальных перемен, поскольку это вредно и контрпродуктивно.
Все изменения он обещал анонсировать, а на вопрос об основных планах работы на 2020 год ответил:
— Планы наши известны, доступны, в нацпроектах «Образование» и «Наука» все подробно прописано.
Журналисты затронули и актуализированную Президентом РФ Владимиром Путиным тему ликвидации вузов и «филиалов-пустышек». Глава Минобрнауки подчеркнул, что речь не идет о какой-либо кампании на установленный срок, напомнив, что за последние годы сотни таких вузов уже были закрыты. «Это общая работа министерства и Рособрнадзора, регионов и образовательных учреждений. На ее завершение может понадобиться год-полтора», — заметил министр. По его мнению, «очистка» системы от такого рода заведений — один из способов борьбы с фиктивными курсовыми и дипломными работами, которые студентам, не заинтересованным в реальном обучении, кто-то пишет за деньги. Одними карательными мерами за противоправные деяния здесь не обойтись — в вузе должна существовать возможность для выбора, построения индивидуальной траектории. Не будет формализма в образовании — будет интерес к учебе.
В.Фальков сообщил, что до 2024 года из федерального бюджета будет дополнительно выделено 70 миллиардов рублей на создание бюджетных мест в вузах, отметив, что бóльшая часть этих средств пойдет в региональные университеты. При этом министр напомнил: вуз должен не только готовить кадры для уже существующих отраслей экономики региона, но и «заглядывать за горизонт, иметь длинную повестку и формировать новые». Университеты должны ставить перед собой такие задачи, и, по его словам, при отборе участников следующего этапа Проекта 5-100 помимо прочих к конкурсантам будет применен соответствующий критерий. Количество вузов-участников этой программы, как сказал В.Фальков, скорее всего, возрастет, а вот о конкурсных условиях пока говорить рано, поскольку они еще корректируются.
— Раньше оценка основывалась в основном на наукометрических показателях. Отказываться от них нецелесообразно, но вес таких индикаторов, вероятно, изменится. Сегодня важно оценить умение университета выстраивать отношения с компаниями, доводить идеи до технологий, которые выйдут на рынок. Это очень сложная задача, иногда она кажется вузам нерешаемой, но альтернативы нет, — заявил министр.
Нет и иного способа взаимодействия министерства, вузов, академических институтов и РАН, нежели «разумная интеграция», уверен В.Фальков. По его мнению, необходим постоянный и конструктивный диалог между Минобрнауки и академией:
— РАН — надежный, квалифицированный и авторитетный партнер. У нас общие цели и задачи, и если мы не научимся разговаривать и понимать друг друга, действовать сообща, то только потратим время на взаимную борьбу.
Министр также высказался о необходимости наладить сотрудничество вузов, научных центров и бизнеса в деле популяризации науки.
— Такая совместная деятельность должна быть системной, масштабной и иметь понятные показатели эффективности, — считает он. — Будем внимательно изучать зарубежный опыт.
В.Фальков рассчитывает на взаимодействие с РАН и по такому приоритетному направлению работы, как международное.
— Мой первый опыт общения с президентом и вице-президентом академии показывает, что коллеги также считают развитие этой деятельности необходимым условием для достижения наших целей, — сообщил он. Международной работе своего ведомства министр посвятил отдельную пресс-конференцию, и в
самом ее начале заверил журналистов, что взволновавший сообщество приказ Минобрнауки, направленный на ограничения при контактах с иностранцами в подведомственных организациях, отменен и министерство по-прежнему привержено принципам «открытой науки» и заинтересовано в участии российских исследователей во всех крупных мировых научных проектах. Программа повышения международной конкурентоспособности наших университетов подразумевает «активное взаимодействие этой группы вузов с ведущими учеными мира», напомнил он, а число иностранных студентов в учреждениях высшего образования России к 2024 году должно удвоиться. Динамика поступления молодежи из ближнего зарубежья в российские вузы положительная, квоты на бюджетные места для иностранцев также растут. К примеру, у нас учатся почти 2,7 тысячи граждан из Армении, в том числе 741 — за счет бюджета, две трети бюджетных мест из 7,5 тысячи получили на сегодняшний день студенты из Киргизии.
Глава министерства сообщил, что вскоре увеличится и количество филиалов наших университетов в соседних странах. Так, Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина, Астраханский государственный технический университет и Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова откроют свои структуры в Узбекистане, а Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ, Высшая школы экономики и Московский государственный гуманитарно-экономический университет — в Азербайджане, и это еще не весь список.
Меры по повышению привлекательности российского образования дают результат, однако зарубежная молодежь недостаточно информирована о преимуществах обучения в России. По мнению В.Фалькова, нашим вузам надо активнее представлять себя в международном пространстве, шире участвовать в зарубежных образовательных выставках.
В числе системных мер министр назвал совершенствование условий для жизни и учебы иностранных студентов, создание конкурентоспособных программ, упрощение процедур въезда и пребывания в стране и другие. Вскоре, подчеркнул он, в силу вступит закон о предоставлении рабочих мест для иностранцев-очников на время обучения.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев