Этажи — не миражи?

Ученые надеются на оживление жилищных программ

Инициативная группа из представителей от более чем десятка академических институтов Москвы повторно обратилась в Министерство науки и высшего образования с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении находящихся в его ведении территорий под строительство жилищно-строительных кооперативов. В первый раз ученым фактически отказали, сообщив, что у министерства другие планы на приглянувшиеся им участки. Однако активисты сдаваться не намерены. Тем более что неожиданно подоспела подмога. На состоявшемся недавно в Долгопрудном совещании по развитию кадрового потенциала в сфере науки с участием председателя правительства обсуждались в том числе жилищные проблемы научной молодежи. Из выступления Дмитрия Медведева оптимисты сделали вывод, что власть готова содействовать ученым в решении квартирного вопроса.
О том, чего ждет от руководства страны научное сообщество, «Поиску» рассказал член Жилищной комиссии Минобрнауки, председатель Жилищной комиссии Центрального совета Профсоюза работников РАН Яков БОГОМОЛОВ.
— Яков Леонидович, как вы думаете, получат ли ускорение жилищные программы в научных организациях после вмешательства премьера?
— Надеюсь, что да. По итогам совещания был выпущен перечень поручений председателя Правительства РФ, первым пунк­том которого главам Минстроя, Минобрнауки, Минфина, Мин­экономразвития и РАН предписано представить в правительство «согласованные предложения по увеличению объема финансирования мероприятий по обеспечению жильем молодых ученых и совершенствованию механизмов реализации указанных мероприятий, в том числе по созданию жилищно-строительных кооперативов». Президент РАН Александр Сергеев расписал данное поручение вице-президенту РАН Юрию Балеге и председателю Профсоюза работников РАН Виктору Калинушкину. Минобрнауки провело с профсоюзом рабочие консультации по данному вопросу. О действиях других ведомств и дальнейших согласованиях мне пока неизвестно.
— Что сделал профсоюз для выполнения поручения главы правительства?
— Прежде всего хочу отметить, что наш профсоюз был подключен и к подготовке дискуссии в Долгопрудном, поскольку мы давно и активно участвуем в реализации жилищных программ, предназначенных для учреждений академического сектора науки. Наши позиции были озвучены на совещании как представителем от научной молодежи Алексеем Богачем, заведующим лабораторией Института общей физики (ИОФ) им. А.М.Прохорова РАН, так и президентом РАН. Проф­союз регулярно вносит предложения по совершенствованию профильного законодательства, постоянно содействует министерству (ранее — ФАНО) в обработке документов молодых ученых — претендентов на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений — государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Также мы регулярно проводим учебные семинары по подготовке пакетов документов на получение ГЖС и организации социально-ориентированных жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), создаваемых в соответствии с ФЗ-161. При подготовке предложений для правительства мы собрали имеющиеся у нас наработки, «подшлифовали» их и передали в РАН.
— Что конкретно вы предлагаете?
— Профсоюз дал свои рекомендации по повышению эффективности каждой из действующих в отрасли жилищных программ. Начну с наиболее стабильной из них — программы по предоставлению научной молодежи государственных жилищных сертификатов. Она существует с 2007 года. Характерный размер ее ежегодного финансирования составляет порядка 300 миллионов рублей. За истекший период с помощью ГЖС улучшили свои жилищные условия около четырех тысяч молодых ученых.
До недавнего времени жилищные сертификаты выдавались практически всем, кто соответствовал условиям программы и смог правильно подготовить требуемый пакет документов. После перехода академических институтов в ведение Минобр­науки в этой программе получили возможность участвовать молодые научные сотрудники не только организаций РАН, но и других подведомственных министерству учреждений. Соответственно, число претендентов на получение субсидий существенно выросло. В связи с этим финансирование данного направления, по нашим оценкам, необходимо увеличить, как минимум, в 1,7 раза (это совпадает с расчетами Минобрнауки).
Есть еще один момент, который, на наш взгляд, необходимо изменить. В аналогичных программах для других категорий граждан (например, военнослужащих) размер социальной выплаты определяется с учетом состава семьи получателя. И только молодые ученые получают выплаты в размере социальной нормы на одного человека (33 квадратных метра). При этом нуждаемость молодого ученого в улучшении жилищных условий в соответствии с 51 статьей Жилищного кодекса РФ определяется с учетом состава его семьи! Мы считаем, что это несправедливо, и предлагаем добавлять оплачиваемые государством квадратные метры на членов семьи.
— Какая цифра получается в итоге?
— Профсоюз работников РАН предлагает увеличить финансирование программы государственных жилищных сертификатов для молодых ученых в 2,5 раза.
— На сертификаты Д.Медведев пообещал изыскать дополнительные деньги. Остается надеяться, что ваши расчеты помогут определиться с конкретными суммами. А что по поводу служебного жилья, которое А.Сергеев предложил выкупать после 10 лет добросовестной работы в научной организации, а премьер вообще выразил готовность дарить особо успешным? Реально ли это?
— Почему нет? Аналогичные схемы реализуются на региональном уровне. Существует, например, программа привлечения молодых специалистов в сельскую местность в Нижегородской области. Участники программы получают в пользование земельный участок и коттедж, а проработав по специальности в течение десяти лет, могут оформить эти объекты в собственность. Профсоюз работников РАН, безусловно, поддерживает эту идею Дмитрия Анатольевича.
Мы высказались и за его предложение, касающееся строительства служебного жилья. Кстати, эта программа начала активно реализовываться в рамках исполнения поручения Д.Медведева (бывшего в ту пору Президентом РФ) по итогам его встречи с членами РАН в декабре 2009 года. С тех пор на формирование специализированного жилищного фонда академических организаций было выделено порядка девяти миллиардов рублей, что позволило приобрести, построить (или почти построить) порядка четырех тысяч служебных квартир во всех «академических» регионах, где руководство проявило инициативу.
Профсоюз считает, что на сегодняшний день первоочередными задачами являются достройка и введение в эксплуатацию объектов незавершенного строительства в Нижнем Новгороде, Переславль-Залесском, Пущино, Тобольске, Апатитах, Борке. Необходимо также начать, наконец, использовать фактически построенные, но замороженные объекты. К ним, в частности, относятся дом для молодых ученых в Москве, в Южном Бутово, до сих пор находящийся на балансе РАН, и общежитие для молодых ученых в Санкт-Петербурге, на улице Академика Павлова.
— А почему эти объекты заморожены?
— Причины — разные. Где-то не хватает средств на доведение до ума, например, на устранение замечаний приемных комиссий или выполнение работ по благоустройству. В других местах нужны административные решения. Приходится констатировать, что в последние годы средств на служебное жилье выделялось очень мало. Свою отрицательную роль сыграли и систематические продолжительные задержки, связанные с постоянными переводами академических организаций из одного ведомства в другое. Тем не менее безвыходных положений не бывает. «Свет в конце тоннеля» по дому в Южном Бутово уже виден. Ситуация с общежитием в Питере намного сложнее. Здание было построено в 2015 году, но принимающая комиссия обнаружила недочеты. В отведенные на их устранение сроки ответственные лица не уложились. Время шло, технические нормативы в строительстве менялись. Теперь малой кровью уже не отделаешься. Нужно менять первоначальный проект и делать перестройки. Только на проектные работы требуется более пяти миллионов рублей. Но делать что-то надо: огромное здание пятый год пустует, тратятся деньги на его содержание, а аспирантам негде жить.
— Есть ли шанс оживить строительство служебного жилья?
— Это во многом зависит от нашей активности. После совещания в Долгопрудном Минобрнауки разослало в подведомственные организации запросы о потребности сотрудников в разных видах жилищных программ. К сожалению, на составление ответа было дано очень мало времени. Проф­союз работников РАН помог в распространении информации об этом опросе, привлечении к нему внимания на местах. Многие проф­комы подключились к сбору данных. Что наработали, то и получим.
Кстати, к вопросу обеспечения служебным жильем вплотную примыкает проблема создания гостиничного фонда для временного проживания прикомандированных научных работников. На эти цели финансирование до сих пор не выделялось. Каждый институт выкручивался как мог, за счет собственных средств. Между тем национальный проект «Наука» предполагает расширение академической мобильности, значит, нужны будут помещения для временного, но достаточно продолжительного проживания прикомандированных работников. В небольших организациях практикуется использование для этого служебного жилого фонда, что не совсем правильно, поскольку эти квартиры предназначены для постоянного проживания основного персонала. Профсоюз считает необходимым сформировать программу по поддержанию имеющихся гостиниц и организации строительства новых с учетом потребностей на местах, которые, безусловно, сначала необходимо оценить.
— На совещании в Долгопрудном говорилось и об успехах в деле организации социально-ориентированных жилищно-строительных кооперативов для сотрудников бюджетных учреждений, в частности, научных. Напомните, в чем плюсы кооперативного строительства? Какие меры профсоюз предлагает для активизации этого направления?
— Безвозмездное предоставление в распоряжение ЖСК, которые создаются в соответствии с ФЗ-161 «О содействии развитию жилищного строительства» от 24 июля 2008 года, земельных участков, находящихся в оперативном управлении подведомственных Минобрнауки учреждений, вкупе с хорошей организацией строительства позволяет существенно удешевить стоимость строительства. За восемь лет, прошедшие с момента старта данной программы, было усовершенствовано профильное законодательство, в том числе благодаря активному участию Профсоюза работников РАН. Так, исключительно благодаря Профсоюзу РАН в большинстве случаев было снято требование нуждаемости по 51 статье Жилищного кодекса РФ для желающих вступить в социально-ориентированные ЖСК. Также был расширен перечень категорий граждан, имеющих право на вступление в такие ЖСК, а сами кооперативы получили больше прав и возможностей. Очень важно отметить, что у нас накоплен большой опыт практической работы в этой сфере. С его учетом Профсоюз работников РАН предложил ряд мер, которые, с нашей точки зрения, будут способствовать успешной реализации программы ЖСК. Во-первых, это льготное кредитование членов таких жилищных кооперативов. Во-вторых, привлечение к реализации проектов по строительству в качестве технического заказчика подведомственного Минобр­науки Федерального казенного учреждения «Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту». Это позволит министерству и профсоюзу эффективно контролировать действия подрядчика и обеспечит дополнительные гарантии потенциальным членам ЖСК. Этой же цели послужит создание при жилищных кооперативах наблюдательных советов из числа ответственных работников Минобр­науки, профсоюза, советов молодых ученых и специалистов, администраций научных учреждений.

— Наша газета писала о положительном опыте строительства ЖСК в Новосибирском, Томском, Красноярском научных центрах. А вот с организацией первого академического кооператива в Москве дело застопорилось. Есть ли надежды на лучшее?
— Как я уже говорил, в совещании в Долгопрудном участвовал А.Богач из ИОФ РАН, приглашенный в качестве представителя недавно созданной молодежной лаборатории. Но одновременно он является председателем Жилищной комиссии в ИОФ РАН, а также руководителем инициативной группы по созданию ЖСК в Москве. Так что тему было кому поддержать.
Немного про историю вопроса. В наших коллективах узнали, что Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства собирается изъять два земельных участка в Москве, находящихся в оперативном управлении учреждений, подведомственных Минобрнауки, которые используются неэффективно. Территории, о которых идет речь, находятся в Юго-Западном округе Москвы, где расположены десятки научных организаций. Ученые проявили заинтересованность в организации социально-ориентированного ЖСК для строительства многоквартирных домов. Желание вступить в жилищно-строительный кооператив выразили более тысячи сотрудников московских академических институтов, примерно половина из них — в возрасте до 39 лет. Поддержку этому начинанию обеспечили администрации, первичные профорганизации и советы молодых ученых этих структур. Сформированная из представителей разных организаций инициативная группа при поддержке Профсоюза работников РАН направила в Минобрнауки письмо с просьбой передать указанные участки под строительство ЖСК. Министерство сообщило, что прорабатываются разные планы освоения этих территорий. Мы познакомились с этими проектами и считаем, что их реализации не помешает строительство многоквартирных домов для сотрудников подведомственных Минобр­науки организаций. Наоборот, привлечение внебюджетных средств повысит эффективность бюджетных вложений. Соответствующие предложения направлены в министерство.
Кстати, А.Богач на совещании затронул еще одну болезненную тему — высокую плату за общежития для аспирантов академических организаций по сравнению со студентами и аспирантами вузов. Д.Медведев откликнулся и пообещал «посмотреть, как выровнять возможности».
— Вы знаете, что нужно для этого сделать?
— Путь вполне очевидный, и в своих предложениях, направленных в РАН, мы его указали. Это смена правовой формы структуры, управляющей домами аспирантов РАН, с федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) на федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ). В этом случае появляется возможность получения дотаций из госбюджета на ремонт и содержание общежитий. ФГУП таких дотаций получать не может. Когда Академический университет в Санкт-Петербурге перешел из ФАНО в ведение предыдущего Минобрнауки, его общежитие стало ФГБУ, и плата за койко-место там снизилась с 6,5 тысячи рублей в месяц до тысячи с небольшим. Два года назад Проф­союз работников РАН выходил в ФАНО с предложением поменять юридический статус компании, управляющей московскими домами аспирантов. Тогда вопрос завис, будем пробовать снова.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев