Есть и наши

Десять российских ученых попали в список наиболее цитируемых в мире

Очередной список наиболее цитируемых исследователей мира за 2019 год компании Clarivate Analytics (нынешний владелец Web of Science) включает имена свыше 6000 ученых, публикации которых за последние десять лет собрали больше всего ссылок.
Как и прежде, наиболее представленной страной в этом списке остаются Соединенные Штаты Америки — 2737 ученых (44% фамилий в списке). Впервые на вторую позицию (637 ученых) вышла КНР, обогнавшая Великобританию (516). Что касается организаций, учеными которых выпущено наибольшее число высокоцитируемых работ, то это Гарвардский университет (там работают 203 автора); Университет Стэнфорда (103); также более 50 ученых в качестве места работы указали Калифорнийский университет в Сан-Диего, Университет Беркли или Университет Лос-Анджелеса.
В этом году в список попали 10 авторов с российской аффилиацией (в прошлом году их было восемь).
Это математик Геннадий Леонов из СПбГУ; физик Михаил Кацнельсон — сотрудник Radboud University Nijmegen (Нидерланды) и Уральского федерального университета; математик Николай Кузнецов, который представляет СПбГУ и University of Jyväskylä (Финляндия); фармаколог и токсиколог Рауль Ганетдинов из СПбГУ; Сергей Третьяк, физикохимик, указавший в качестве места работы Los Alamos National Laboratory и Сколтех; физик Сергей Морозов из Института проблем технологии микроэлектроники и особочистых материалов РАН; физиолог Сулейман Аллахвердиев из King Saud University (Саудовская Аравия) и Института физиологии растений РАН; Вадим Черезов, физикохимик из University of Southern California (США) и МФТИ; биохимик Владимир Уверский из University of South Florida (США) и Института биологического приборостроения РАН; Юрий Кившарь, физик из Australian National University и ИТМО.
Сразу бросается в глаза, что в этой «десятке» — три представителя Санкт-Петербургского государственного университета. Как уточняют в СПбГУ, директор Института трансляционной биомедицины и научный руководитель Клиники высоких медицинских технологий им. Н.И.Пирогова Рауль Гайнетдинов не первый год входит в рейтинг Web of Science. В WoS представлены более 300 публикаций ученого, 12 из которых отмечены как самые высокоцитируемые в области фармакологии и токсикологии за 2008-2018 годы (всего в списке фармакологов представлены 140 исследователей). В этой категории он — единственный ученый из России.
Также не впервые появился в рейтинге WoS и многолетний декан математико-механического факультета, основатель кафедры прикладной кибернетики, профессор, доктор физико-математических наук Геннадий Леонов, ушедший из жизни в прошлом году. Нынешний заведующий кафедрой профессор, доктор физико-математических наук Николай Кузнецов ранее был назван одним из самых высокоцитируемых ученых России. В системе Web of Science представлены более 172 работ Г.Леонова и 173 Н.Кузнецова, из них 14 публикаций Г.Леонова и 15 публикаций Н.Кузнецова являются высокоцитируемыми в области междисциплинарных исследований.
В самой Clarivate Analytics отмечают рост количества авторов с российской аффилиацией в списке наиболее цитируемых в мире ученых, а также попадание в него нескольких исследователей, которые еще 2-3 года назад были названы самыми высокоцитируемыми в России. Помимо перечисленных ученых из СПбГУ к ним, например, относятся В.Черезов и С.Морозов.
В российском офисе Clarivate Analytics с сожалением отметили, что в список не попал ученый Артем Оганов, у которого достаточно много высокоцитируемых публикаций. «Поскольку многие из них относятся к разным научным направлениям, для попадания в глобальный список по конкретным предметным областям ему не хватило совсем чуть-чуть», — объяснил представитель CA Павел Касьянов.
Статус ученого, который был признан WoS Highly Cited Researchers, влияет и на авторитет образовательной организации, в которой он работает. Так, этот показатель учитывается во многих мировых рейтингах университетов, в том числе в The Academic Ranking of World Universities (ARWU), который является одним из наиболее уважаемых глобальных рейтингов вузов.
П.Касьянов считает, что показатель количества высокоцитируемых авторов — важный индикатор для Шанхайского рейтинга университетов, поэтому можно ожидать, что в следующем его выпуске, который выйдет в августе-сентябре 2020 года, СПБГУ первым из российских университетов получит существенное количество баллов в этой графе.