Экспедиция в завтра

Якутия ждет новый научный десант

Научные экспедиции в Якутию, возрождение Тикси, освоение уникальных месторождений алмазов и редкоземельных металлов, использование холода в научных целях, развитие энергетики и изучение вечной мерзлоты, а также «мамонтоведение» — такой богатый спектр тем затронули президент РАН Александр Сергеев и глава Республики Саха-Якутия Айсен Николаев на пресс-конференции «Российская академия наук и научно-технологическое будущее Якутии» по итогам недавнего визита президента РАН в Якутию (см. «Виды на форпост», «Поиск» №13, 2021). Как подчеркнул А.Николаев, этот визит — событие, очень значимое для республики. Без науки воспользоваться безмерными богатствами огромных территорий просто невозможно: «отсутствие научного подхода тормозит реализацию очень серьезных проектов».
Собственно, ученые это понимали всегда. А.Сергеев напомнил, что первый научный десант в те края (Великая Сибирская экспедиция, организованная Императорской академией наук и искусств) стартовал в 1733 году и достиг Якутии в 1736-м, и это притом что сама Императорская академия была образована в 1724-м. Сейчас, в дни своего пребывания в Якутске, президент РАН вместе с главой республики открыли мемориальную доску «Памятные места великих экспедиций Российской академии наук XVIII века».
Следующая академическая научная экспедиция состоялась в 1925 году по инициативе тогдашнего руководителя Якутии М.К.Аммосова, имя которого сейчас носит Северо-Восточный федеральный университет. Советское правительство сразу нашло деньги на нее. Экспедиция продлилась с 1925-го по 1931 годы, и тогда впервые ученые задались вопросом о возможных залежах полезных ископаемых на этих территориях.
Президент РАН Юрий Осипов был в Якутске дважды (последний раз — четверть века назад). Уже тогда обсуждалась необходимость возобновления экспедиций при взаимодействии с учеными, работающими в Якутске. В республике действует национальная Академия наук. Однако в 90-е годы правительство страны оказалось не столь отзывчивым.
— Экспедиция, которая планировалась в 1996 году, так и не состоялась, — рассказал А.Сергеев. — Вопрос о понимании федеральным центром ее нужности и важности стоит до сих пор. Несколько лет назад тогдашний глава республики получил поручение с самого верха, что нужно ее организовать, однако средства на это до сих пор не выделены.
А.Николаев добавил, что в 2015-2017 годах республика сама финансировала исследования, в которых участвовали академические институты, в том числе и из Москвы. На реализацию этих проектов Якутия выделяла порядка 60-100 миллионов рублей в год. Но 2018-2020 годы, по выражению главы Якутии, «выпали». Сейчас принято решение в этом году около 60 миллионов рублей направить на реализацию подпрограмм, согласованных в свое время с РАН. «Эта экспедиция имеет целью не просто решение научных задач. Ее цель — комплексное изучение огромной территории в интересах всей страны. И традиционными подходами (в рамках госзаказа не очень большим академическим институтам в Якутии) не обойтись», — уверен глава республики.
Президент академии наук заявил о своей готовности вместе с А.Николаевым «стучаться в разные высокие двери», чтобы давнее поручение было бы выполнено и средства на экспедиции в федеральном бюджете нашлись. Но, с другой стороны, добавил он, сейчас можно не только добиваться финансирования сверху, но и опереться на заинтересованные крупные компании. Научные исследования в ходе экспедиций, новейшие методы геологоразведки дадут информацию, гарантирующую прибыльность вложений. И, как показал прошедший форум в Якутске, собравший представителей научного, делового и административного мира, бизнес действительно не остается равнодушным к освоению якутских богатств.
По словам А.Сергеева, сегодня есть две наиболее притягательные точки. Первая — Попигайское месторождение импактных алмазов на границе Красноярского края и Якутии. Это единственное в мире месторождение, которое сформировалось в результате падения крупного метеорита около 35 миллионов лет назад. Под действием высоких температур и давления, на мгновения возникших в месте столкновения небесного тела с поверхностью планеты, графит превратился в алмазы. Но не в ювелирные, а в технические, с уникальными абразивными свойствами. Производство искусственных технических алмазов в мире, которое практически монополизировал Китай, составляет от 15 до 18 миллиардов каратов в год. Предварительный прогноз по запасам Попигайского месторождения — до семи триллионов каратов. Для уточнения этой цифры, исследования свойств алмазов нужна экспедиция. «И в этом году она будет организована», — пообещал А.Сергеев. Крупные компании, по его словам, готовы ее поддержать и «двинуться дальше по пути освоения и решения логистических проблем».
Вторая точка — Торгское месторождение, которое частично уже осваивается. Новые методы геологоразведки показывают, что вокруг него есть много других, по запасам превосходящих крупнейшие месторождения мира. Сейчас обсуждается вопрос об организации экспедиции и в этот район, интерес проявила одна из крупных поисковых компаний.
Но проблема еще в том, что руда, в состав которой входят дорогие редкоземельные элементы, экспортируется за границу, откуда мы потом покупаем чистый продукт. «Торгуем сырьем, вместо того чтобы торговать продукцией высокой переработки», — посетовал глава российской науки. Гораздо правильнее, уверен он, устроить переработку руды и извлечение дорогого продукта на месте. Однако переработка связана с энергией. «Для Якутии нужен план, аналогичный ГОЭЛРО, гигаватты энергии, чтобы все раскрутить, — заявил президент РАН. — Светлое будущее Якутии — это сильная региональная власть плюс электрификация». Вариантов, какую энергетику развивать, сегодня много: и традиционная, и атомная, и альтернативная. Тут должны подключаться и экономисты, чтобы подсчитать, что оптимально в каждом случае.
В ходе пресс-конференции президент РАН также подробно остановился на том, как в научных целях использовать еще одно богатство Якутии — холод. В частности, он высказал идею создания на территории республики мощного, мирового масштаба криохранилища семян растений. Существующее сегодня хранилище на Шпицбергене испытывает проблемы, связанные с деградацией вечной мерзлоты из-за потепления климата. «Тут и геополитический момент, очень важный, — объяснил А.Сергеев. — Россия становится председателем Арктического совета на предстоящие два года, и мы должны выходить с инициативами, интересными для всего мира». Он также поддержал предложение создать Центр тестирования новых материалов в Тикси.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев