Университетские профессора превращаются в режиссеров и продюсеров
В конце мая Московский международный салон образования (ММСО) запускает второй этап своей программы, темой которого станет роль бизнеса в экосистеме образования. От представителей компаний ждут новых предложений по достижению тактических и стратегических целей в сфере образования. Профессиональной аудитории обещают эффективное общение с партнерами салона, а также знакомство с актуальными технологиями, оборудованием, инфраструктурными и интеллектуальными решениями в рамках выставки «Интерактивная карта индустрии образования». До 30 мая на сайте салона можно будет зайти в интернет-магазины с обучающими и развлекательными продуктами для детей, купить и получить в подарок книгу (бесплатно скачать), оформить подписку на газету или журнал.
Итоги первого этапа оправдали ожидания организаторов: участниками онлайн-мероприятий ММСО за четыре дня стали более 260 тысяч человек из разных мест страны и зарубежья — специалисты в сфере образования, школьники и родители, студенты и ученые, руководители отрасли и управленцы среднего звена, представители бизнес-компаний. Три четверти от общего числа гостей составили профессионалы из регионов. Посетители получили доступ к 130 выставочным стендам, представляющим оборудование для обучения, онлайн-платформы, образовательные программы. Мастер-классы провели группа компаний «Просвещение», Российский фонд фундаментальных исследований, Ассоциация развития финансовой грамотности, LEGO Education и другие партнеры салона.
Что будет с глобальным образованием после ускоренного перехода в дистанционный формат? Срочно изменить режим передачи и получения знаний были вынуждены 1,5 миллиона преподавателей школ и вузов, 16 миллионов школьников и 7 миллионов студентов страны. Как считают многие в экспертном сообществе, грядет если не революция, то уж точно серьезное реформирование отрасли. С позицией ректоров ведущих российских и зарубежных университетов, а также руководства отрасли можно было ознакомиться на мероприятиях кластеров «Государственная политика» и «Высшее образование». В рамках второго состоялись 29 мероприятий, посвященные массовому переходу вузов в онлайн и обсуждению связанных с этим событий, включая действия министерства и самих университетов, сотрудничество с работодателями в меняющихся условиях, прогнозирование ближайших и отдаленных перспектив и другие.
— После коронавируса мы обязательно вернемся в аудитории, однако многое будет выглядеть иначе, — пообещал участникам и гостям ММСО глава Минобрнауки Валерий Фальков. Он обратил внимание на новые навыки, которыми массово овладевают преподаватели вузов, на компетенции, которые позволяют использовать технологии как для создания качественной картинки видеолекции или семинара, так и для выстраивания их драматургии.
— Преподаватели превращаются в режиссеров и продюсеров своих курсов, — подчеркнул министр. По убеждению главы ведомства, цифровизация отечественного образования должна работать на повышение его качества и рассматриваться как одно из ключевых условий международной конкурентоспособности этой системы.
В ходе презентации недавно созданного Консорциума по развитию востребованных кадров в сфере образования для цифровой экономики, куда, в частности, вошли Российская академия образования и целый ряд ведущих вузов, эксперты отмечали, что обучать цифровым навыкам необходимо не только педагогов, но и методистов, создателей образовательных программ, маркетологов и управленцев. Помощь вузам в подготовке кадров готовы оказать такие компании, как «Яндекс», SkyEng, «Нетология-групп» и другие.
На одной из панельных дискуссий замминистра высшего образования и науки Дмитрий Афанасьев обозначил два негативных варианта развития событий: возврат к прежнему формату или создание на скорую руку плохих онлайн-курсов ради закрытия дефицита электронных ресурсов. А вот позитивный сценарий, по его словам, можно создать только общими усилиями:
— Нужно найти решение между этими крайностями. Смешанное обучение будет таким, каким мы — министерство и вузы — его создадим. Необходимо развивать вариативность, интегральные и адаптивные формы занятий, индивидуальные траектории, групповую проектную работу, — сказал замминистра.
Ректор НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов уверен, что высшее образование уже не будет прежним:
— Сопротивление новому обычно основано на том, что его не пробовали. Сегодня у нас 90% преподавателей и 100% студентов не просто попробовали, но и начали реально работать в цифровой среде. Психологический порог преодолен.
По данным ректора, 90% и тех, и других признаются, что стали более продуктивно проводить учебные часы. На дистанционных занятиях, как заметил Я.Кузьминов, студентам некогда зевать или играть. «Вышка» нацелена на смешанный формат обучения — все лекционные курсы будут переведены в онлайн за пять лет, для остального сохранятся традиционные формы. Он также сообщил, что отечественных электронных курсов создано недостаточно — около тысячи. Для сравнения: в Китае их уже 24 тысячи.
Опираясь на итоги недавнего опроса порядка 30 тысяч преподавателей, проведенного специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы, ее ректор Владимир Мау рассказал, что 98,2% респондентов (по их утверждению) полностью перешли на дистанционный формат. При этом субъективный индекс неприятия «дистанционки» составил 88%. Менее всего на этот показатель повлияли преподаватели военных вузов и специалисты в сфере ИКТ, однако среди вторых 79% в той или иной степени хотят возврата к традициям.
Что будет предпринимать Минобрнауки в связи с ожидаемым сокращением штатов и доходов университетов? Как сообщил Д.Афанасьев, министерство уже запустило сбор данных, анализ которых позволит спрогнозировать риски и последствия периода эпидемии.
— Мы говорим с ректорами, оцениваем ситуацию и обсуждаем, какой комплекс мер необходимо принять как общего, так и точечного характера. Результаты озвучим накануне приемной кампании, — сказал Д.Афанасьев.
Итоги первого этапа оправдали ожидания организаторов: участниками онлайн-мероприятий ММСО за четыре дня стали более 260 тысяч человек из разных мест страны и зарубежья — специалисты в сфере образования, школьники и родители, студенты и ученые, руководители отрасли и управленцы среднего звена, представители бизнес-компаний. Три четверти от общего числа гостей составили профессионалы из регионов. Посетители получили доступ к 130 выставочным стендам, представляющим оборудование для обучения, онлайн-платформы, образовательные программы. Мастер-классы провели группа компаний «Просвещение», Российский фонд фундаментальных исследований, Ассоциация развития финансовой грамотности, LEGO Education и другие партнеры салона.
Что будет с глобальным образованием после ускоренного перехода в дистанционный формат? Срочно изменить режим передачи и получения знаний были вынуждены 1,5 миллиона преподавателей школ и вузов, 16 миллионов школьников и 7 миллионов студентов страны. Как считают многие в экспертном сообществе, грядет если не революция, то уж точно серьезное реформирование отрасли. С позицией ректоров ведущих российских и зарубежных университетов, а также руководства отрасли можно было ознакомиться на мероприятиях кластеров «Государственная политика» и «Высшее образование». В рамках второго состоялись 29 мероприятий, посвященные массовому переходу вузов в онлайн и обсуждению связанных с этим событий, включая действия министерства и самих университетов, сотрудничество с работодателями в меняющихся условиях, прогнозирование ближайших и отдаленных перспектив и другие.
— После коронавируса мы обязательно вернемся в аудитории, однако многое будет выглядеть иначе, — пообещал участникам и гостям ММСО глава Минобрнауки Валерий Фальков. Он обратил внимание на новые навыки, которыми массово овладевают преподаватели вузов, на компетенции, которые позволяют использовать технологии как для создания качественной картинки видеолекции или семинара, так и для выстраивания их драматургии.
— Преподаватели превращаются в режиссеров и продюсеров своих курсов, — подчеркнул министр. По убеждению главы ведомства, цифровизация отечественного образования должна работать на повышение его качества и рассматриваться как одно из ключевых условий международной конкурентоспособности этой системы.
В ходе презентации недавно созданного Консорциума по развитию востребованных кадров в сфере образования для цифровой экономики, куда, в частности, вошли Российская академия образования и целый ряд ведущих вузов, эксперты отмечали, что обучать цифровым навыкам необходимо не только педагогов, но и методистов, создателей образовательных программ, маркетологов и управленцев. Помощь вузам в подготовке кадров готовы оказать такие компании, как «Яндекс», SkyEng, «Нетология-групп» и другие.
На одной из панельных дискуссий замминистра высшего образования и науки Дмитрий Афанасьев обозначил два негативных варианта развития событий: возврат к прежнему формату или создание на скорую руку плохих онлайн-курсов ради закрытия дефицита электронных ресурсов. А вот позитивный сценарий, по его словам, можно создать только общими усилиями:
— Нужно найти решение между этими крайностями. Смешанное обучение будет таким, каким мы — министерство и вузы — его создадим. Необходимо развивать вариативность, интегральные и адаптивные формы занятий, индивидуальные траектории, групповую проектную работу, — сказал замминистра.
Ректор НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов уверен, что высшее образование уже не будет прежним:
— Сопротивление новому обычно основано на том, что его не пробовали. Сегодня у нас 90% преподавателей и 100% студентов не просто попробовали, но и начали реально работать в цифровой среде. Психологический порог преодолен.
По данным ректора, 90% и тех, и других признаются, что стали более продуктивно проводить учебные часы. На дистанционных занятиях, как заметил Я.Кузьминов, студентам некогда зевать или играть. «Вышка» нацелена на смешанный формат обучения — все лекционные курсы будут переведены в онлайн за пять лет, для остального сохранятся традиционные формы. Он также сообщил, что отечественных электронных курсов создано недостаточно — около тысячи. Для сравнения: в Китае их уже 24 тысячи.
Опираясь на итоги недавнего опроса порядка 30 тысяч преподавателей, проведенного специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы, ее ректор Владимир Мау рассказал, что 98,2% респондентов (по их утверждению) полностью перешли на дистанционный формат. При этом субъективный индекс неприятия «дистанционки» составил 88%. Менее всего на этот показатель повлияли преподаватели военных вузов и специалисты в сфере ИКТ, однако среди вторых 79% в той или иной степени хотят возврата к традициям.
Что будет предпринимать Минобрнауки в связи с ожидаемым сокращением штатов и доходов университетов? Как сообщил Д.Афанасьев, министерство уже запустило сбор данных, анализ которых позволит спрогнозировать риски и последствия периода эпидемии.
— Мы говорим с ректорами, оцениваем ситуацию и обсуждаем, какой комплекс мер необходимо принять как общего, так и точечного характера. Результаты озвучим накануне приемной кампании, — сказал Д.Афанасьев.
Татьяна ВОЗОВИКОВА
Нет комментариев