Человек своего века

Страна отмечает 100-летие со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова

Исполнилось сто лет со дня рождения Андрея Дмитриевича Сахарова — выдающегося физика и правозащитника, лауреата Нобелевской премии мира. В Сарове, бывшем Арзамасе-16, где работал Сахаров, состоялась торжественная церемония открытия памятника ученому. В московском Доме музыки прошел гала-концерт, среди участников которого были Национальный филармонический оркестр и Владимир Спиваков. Организуются конференции, выставки, издаются книги, выходят фильмы, посвященные Андрею Дмитриевичу.
Специальное заседание, на котором говорили о Сахарове и его служении родине и миру, провел и Президиум Российской академии наук. «Вся страна, научная и культурная общественность отмечают эту очень важную для нас дату. Я абсолютно уверен, что в течение всего юбилейного года, посвященного Андрею Дмитриевичу Сахарову, будет еще очень много разных интересных событий», — сказал президент РАН Александр Сергеев. Он напомнил, что организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, приуроченных к этой дате, был создан по указу президента страны Владимира Путина. В оргкомитет вошли представители научных структур, учреждений культуры, средств массовой информации и различных органов исполнительной власти, которые провели большую работу.
Почетный научный руководитель Российского федерального ядерного центра — Всероссийского НИИ экспериментальной физики Радий Илькаев рассказал о вкладе Сахарова в создание атомного и термоядерного оружия в СССР, о работе академика в Арзамасе-16.
Начал Радий Иванович с истории семьи Сахарова, отметив, что три поколения родных ученого были священнослужителями. Его прадед Николай Иванович был священником в небольшом селе Выездное в Нижегородской губернии. Дед Иван Николаевич — почетным гражданином Нижнего Новгорода, основал публичную бесплатную библиотеку в Арзамасе. «Гуманитарная часть семьи Андрея Дмитриевича четко и ясно прослеживается среди многих поколений», — отметил докладчик.
Отец Андрея Дмитриевича был преподавателем физики в педагогических институтах, автором многих учебников и популяризатором физики. Неудивительно, что сын пошел по его стопам. В 1942 году А.Сахаров с отличием окончил МГУ, а в 1945-м стал аспирантом Физического института им. Лебедева Академии наук СССР. В 1948 году Сахарова ввели в исследовательскую группу, занимавшуюся теоретическими и расчетными работами для выявления возможности создания водородной бомбы. Так неспокойный XX век определил судьбу А.Сахарова.
— На первом этапе отечественного Атомного проекта потрясающую роль сыграла Ленинградская школа физики, а на втором — термоядерном — уже Московская школа физики с молодым лидером Андреем Сахаровым, — рассказал Радий Иванович. — Он приехал в Саров, посмотрел, как выглядит первая атомная бомба, и сразу же появилась первая конструкция термоядерного заряда.
К моменту испытания в 1953 году «Сахаровской слойки» — советской водородной бомбы РДС-6с — у американцев было примерно в десять раз больше атомных зарядов и более 1800 бомбардировщиков для их доставки. Помимо этого, в США уже велись разработки и испытания термоядерного оружия большой мощности. Но у американцев заряды были громоздкие и тяжелые. В СССР сразу было разработано компактное водородное оружие. Это стало огромным успехом советских ученых. Таким образом, Советский Союз справился с задачей по созданию принципиальных научных основ разработки атомного и термоядерного оружия.
Наш ответ американцам был своевременным и адекватным. Так было и с морской компонентой стратегических сил, и с разделяющимися боеголовками для тех же целей, и с нейтронными зарядами для тактических вооружений. Благодаря работам Сахарова удалось достичь военного паритета с США. А после того как были установлены первые исходные физические закономерности, используемые при разработке атомного и термоядерного оружия, началось 35-летнее соперничество СССР и США в создании всех видов ядерных вооружений.
В 1961 году, когда в СССР испытали уже 50-мегатонную водородную бомбу, стало очевидно, что можно получать термоядерное оружие неограниченной мощности. Само изделие «602» было разработано на мощность около 100 мегатонн, но по просьбе Андрея Дмитриевича оболочки из урана были заменены на оболочки из свинца — мощность была уменьшена в два раза, а на осколки приходилось всего 3% от мощности взрыва.
— То есть уже в то время А.Сахаров заботился о том, чтобы испытания как можно меньше загрязняли атмосферу, — отметил Р.Илькаев, добавив, что по радиационной загрязненности Северного полушария Земли вклад СССР составил примерно 20%, остальное «выдали» США.
В этой очень сложной и напряженной работе кроме ВНИИЭФ участвовали РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е.И.Забелина, ВНИИА им. Н.Л.Духова, которые были организованы в 1955 году, и весь коллектив «Росатома», состоявший из десятка закрытых административно-территориальных образований, отметил докладчик.
Сегодня действует международный договор о запрещении ядерных испытаний. «Представляете, — улыбнулся Р.Илькаев, — нам, физикам, поручено обеспечивать надежность, безопасность и эффективность термоядерного оружия, но при этом запрещено его проверять. Таких экспериментов над физиками еще не проводили. Но есть смягчающие обстоятельства, и они состоят в том, что основы термоядерного оружия близки к фундаментальным законам физики, поэтому мы можем обойтись без полигонных испытаний, но при условии мощного развития научной составляющей».
Как отметил академик, именно РАН со своими высококвалифицированными кадрами создала научную основу «Росатома», и в новых условиях необходимо укреплять связи наших ядерных центров с наукой. Это значит, что ученые должны вместе строить установки, вместе создавать математические программы и привлекать кадры для этой колоссальной работы, подчеркнул Р.Илькаев.
Радий Иванович напомнил, что в условиях турбулентности мировых процессов, малой численности населения России при наличии огромной территории, ограниченности мировых ресурсов ядерное оружие — гарант национальной безопасности страны. Для обеспечения конкурентоспособности России в этой области в XXI веке необходимы создание и развитие принципиально новой экспериментально-испытательной базы, обеспечение кадровой преемственности в уникальных знаниях, технологиях и методах. И это все придется делать в условиях относительного ослабления отечественной науки и образования, «утечки мозгов». Р.Илькаев призвал подготовить отдельную научную программу по этой тематике.
— Есть «Росатом», есть РАН, а отдельной мощной научной программы нет, — посетовал ученый. — Я считаю, что поскольку РАН создавала ядерное оружие, это нужно обязательно сделать! Мы сегодня пытаемся создать Центр физики и математики около ядерного центра. РАН очень много нам помогает. И многие институты физики и математики помогают тоже. Надеюсь, нам удастся вместе это сделать!
Радий Иванович вспомнил, что когда у Андрея Дмитриевича коллеги спрашивали, как дальше работать в непростой ситуации, тот спокойно и просто отвечал: «Трудясь».
— Для нашей страны посильны решения самых сложных задач государственного уровня. Для этого необходимы только разумная концепция, политическая воля и единство всего общества. Все остальное у нас есть: и опыт, и традиции, и кадры, и даже ресурсы, — заключил Р.Илькаев.
Руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН академик Алексей Арбатов рассказал об идеях Сахарова, относящихся к ядерному сдерживанию, стратегической стабильности в мире и переговорам по ограничению вооружений.
По словам докладчика, Андрей Дмитриевич был «первым в нашей стране, кто публично сформулировал идею формата ядерного сдерживания и последовательно отстаивал ее в течение многих лет». А.Арбатов напомнил пророческие слова Сахарова о том, что ядерное оружие имеет смысл только как средство предупреждения ядерной же агрессии потенциального противника. То есть нельзя планировать ядерную войну с целью ее выиграть.
— Сейчас мы живем в тех условиях, которые предвидел академик Сахаров 40 лет назад, когда нет возможности нанести разоружающий массированный ядерный удар, но локальные кризисы наряду с развитием всевозможных технологий могут спровоцировать неуправляемую эскалацию конфликта, которая в конечном итоге приведет к обменным массированным ядерным ударам и гибели нашей цивилизации, — отметил А.Арбатов.
Академик подробно рассказал о концепции укрепления стратегической стабильности (состояние стратегических отношений сторон, устраняющих стимулы для нанесения первого ядерного удара) в мире, позициях России и США по ядерному оружию и факторах дестабилизации. «В нашем институте мы ежедневно занимаемся этими проблемами вместе с представителями МИД, военными, членами Совета безопасности», — отметил А.Арбатов.
Президент РАН Александр Сергеев заметил, что Андрей Дмитриевич занимался вопросами термоядерной энергии не только в военных, но и в мирных целях. «Мы должны отдать ему должное за реализацию идеи токамака. Даже наш термин принят в международном научном сообществе», — сказал Александр Михайлович.
Глава РАН добавил, что сегодня рассекречено много архивных материалов о Сахарове, и предложил организовать вместе с историками мероприятия, которые бы представили широкой общественности информацию, недоступную прежде.
Один из основоположников советской научной журналистики — Владимир Губарев — напомнил о вкладе Сахарова в биологию и роли Академии наук в судьбе выдающегося ученого. «Академия наук всячески поддерживала Сахарова, в том числе когда обсуждался вопрос об исключении его из академии, — подчеркнул В.Губарев. — Очень важно, что Сахаров до самого конца был академиком. Нужно об этом помнить».

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» в торжественной обстановке открыт памятник Андрею Дмитриевичу Сахарову, который в 1949-1950 годах работал в этом вузе и был его профессором.
Памятник установлен на Аллее нобелевских лауреатов, появившейся рядом с вузом в 2017 году. Она посвящена удостоенным Нобелевской премии ученым, которые учились или работали в МИФИ. На ней уже есть памятники физикам Николаю Басову и Игорю Тамму, химику Николаю Семенову, а также единая скульптурная композиция «Создателям советского атомного проекта» в честь Игоря Курчатова, Якова Зельдовича и Юлия Харитона. Главный спонсор и идейный вдохновитель проекта «Аллея нобелевских лауреатов» — выпускник НИЯУ МИФИ, гендиректор торгово-производственной компании «Артпласт» Андрей Новиков.
В торжественной церемонии открытия памятника приняли участие сотрудники и студенты МИФИ, представители Госкорпорации «Росатом», институтов РАН. В числе выступавших были первый проректор НИЯУ МИФИ Олег Нагорнов, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Радий Илькаев.
Профессор НИЯУ МИФИ, президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский подчеркнул, что идеи А.Сахарова объединяют ученых из разных стран.
— Около 20 лет назад памятник академику Сахарову был установлен в Вашингтоне, а теперь он появился и в Москве. Сегодня ученые России и США обсуждают предложения Сахарова, связанные с решением глобальных энергетических проблем человечества, — подчеркнул он.
Автор памятника скульптор Александр Миронов поведал об истории создания скульптуры.
— Я не случайно выбрал период жизни физика, когда он не юн, но достаточно молод: когда он получает свои награды, премии, звания, когда полон энергии, планов и перспектив, — сказал он. — Рядом с ученым — голубь мира, парящий над срезом символичного глобуса, как вечное напоминание для грядущих поколений и для нас с вами, что мир — это зыбкая величина. Нужно помнить об этом всегда.

Андрей СУББОТИН; Пресс-служба МИФИ

Фото: culture.ru; Николая Степаненкова

Нет комментариев