Cекреты выживания

Геном белой акулы так же, как и само животное, — гигантский. Он распределен по 41-й паре хромосом, тогда как у человека всего 23 пары. Данные о геноме древней хрящевой рыбы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Ученые, определив последовательность полного генома белой акулы, или кархародона (Carcharodon carcharias), обнаружили генетические изменения, которые, по-видимому, продлили существование этого вида на 500 миллионов лет по сравнению с остальными позвоночными нашей планеты.

«Прочтение генома белой акулы дало науке новый набор ключей для разгадки тайны столь долгого пребывания на Земле этих пугающих и не вполне изученных хищников» , — заявил один из авторов исследования Сальвадор Йоргенсен из Океанариума Монтерей-Бэй.

Полученные данные представляют, в частности, генетические изменения, значимые для репарации ДНК. В геноме акул оказалось очень много «прыгающих генов», транспозонов, которые, внедряясь в разные участки ДНК и разрезая ее, дестабилизируют геном. Но в данном случае, очевидно, они послужили эволюционным фактором отбора наиболее эффективных механизмов репарации ДНК. У акул обнаружили генетические варианты, которые объясняют, как белые акулы могли дорасти до огромных размеров без высокой частоты раковых заболеваний по сравнению с людьми. Акулы и другие долгоживущие животные с крупным телом имеют больше клеток, чем человек, и теоретически у них достаточно времени для возникновения онкогенных мутаций. Но у акул рак встречается не чаще, чем у людей, и, согласно новым данным, причина этого — в ряде генетических адаптаций, имеющих отношение к стабилизации генома. Наряду со стабильностью генома в ДНК белых акул выявлены многие другие генетические особенности, связанные с заживлением ран, в частности, с факторами свертываемости крови и белками, способствующими образованию новой мышечной ткани.

«Белые акулы посвятили значительную часть своего генома заживлению ран» , — говорит Майкл Стэнхоп из Корнельского университета.

Появление новой информации поможет не только сохранению этого вида. Еще один автор исследования — Махмуд Шивджи из Юго-Восточного университета Нова — уверен, что в геноме белой акулы скрыты «тонны информации», которая окажется полезной в борьбе с онкологическими и возрастными заболеваниями, не говоря о повышении эффективности заживления ран.