Было бы куда вернуться

Что мешает нормальной циркуляции кадров?

Андрей Старинец,
научный сотрудник Центра теоретической физики Оксфордского университета

Статья академика Георгия Георгиева и отклики на нее в очередной раз свидетельствуют о глубоком неблагополучии в научно-образовательной сфере современной России. «Трупные пятна» структурного кризиса российской науки, лаконично и ярко обрисованные в статье выдающегося советского биолога, достаточно хорошо известны: о них не раз писали и говорили как научные работники в самой России, так и ученые — выходцы из СССР, живущие за ее пределами. Заметим, что в этом году исполняется 10 лет со дня публикации открытого письма ученых-соотечественников президенту и председателю Правительства РФ «Фундаментальная наука и будущее России», в котором, по сути, поднимались все те же вопросы.
Очевидно, что изменений принципиального характера за истекший период не произошло. Академик Г.Георгиев в числе прочих мер предлагает ввести платное образование для ряда специальностей и ограничить выезд молодых специалистов за рубеж до погашения соответствующих кредитов. Именно этот пункт вызвал бурную, в некоторых случаях даже истерическую реакцию ряда читателей. Мне кажется, что это предложение — своеобразный жест отчаяния, причем сопутствующая истерика говорит о состоянии дел не меньше, чем само предложение.
Я не поддерживаю подобные меры по ряду причин. Во-первых, речь идет о реальном ограничении свободы (поскольку я сомневаюсь, что молодые специалисты осознают данные меры как необходимость в рамках нынешних реалий РФ), что всегда прямо или косвенно ведет к тяжелым издержкам. Во-вторых, я не вижу ничего плохого в отъезде молодых специалистов за рубеж для временной работы в лучших научных коллективах и лабораториях. Главное, чтобы им было куда вернуться. Много раз говорилось, что нужна циркуляция кадров, а не удержание их в своем маленьком заболоченном прудике. А для ее создания в стране не делается ничего или делается ничтожно мало.
Меня попросили рассказать, есть ли соответствующие проблемы в Великобритании и как они решаются. Заметим, прежде всего, что сравнение Великобритании и РФ в данном контексте неправомерно. Великобритания устойчиво вписана в общий западный конгломерат, и потрясения типа Brexit — это детский сад по сравнению с тем, что происходит в России в последние 30 лет. Массовое образование в Англии под влиянием примера СССР некоторое время было бесплатным, потом появилась умеренная плата за обучение, а в последние годы ее утроили. Для своих граждан существует система государственных кредитов, которые возвращаются выпускниками только в том случае, если они, выпускники, устраиваются на работу с зарплатой выше некоторой пороговой. Все эти финансовые обязательства, конечно, как-то регулируются, но я никогда не слышал об ограничениях на выезд из страны (более того, сам выезд вообще никак не фиксируется государством). Для аспирантов имеются государственные и иные стипендии. Можно оплачивать обучение в аспирантуре самостоятельно, однако у нас на факультете в Оксфорде мне неизвестны случаи, когда аспирант-англичанин не получал бы стипендию. Общее число аспирантов невелико, конкурс жесткий, практически 100% аспирантов успешно защищают диссертации. Никто не ограничивает отъезд новоиспеченных PhD или студентов-выпускников в другие страны — наоборот, все радуются, если человек получил позицию в «хорошем месте». Надо сказать, что в силу, наверное, островного консерватизма английские студенты вообще очень неохотно уезжают за рубеж для продолжения академической карьеры. Некоторых мне лично приходилось просто «выпихивать» в США (ведь передний край науки по-прежнему расположен в основном там). Но главное в том, что им есть куда вернуться после приобретения опыта за рубежом. Важнейшую роль в этих процессах играют специальные государственные программы и программы Королевской академии наук, аналог которых мы с коллегами вот уже несколько лет безуспешно предлагаем ввести в России.

Нет комментариев