Без заказчика ни шагу

Сквозь тернии — к партнерству науки и бизнеса

 

Отбору комплексных научно-технических проектов и программ полного инновационного цикла было посвящено очередное заседание Совета по приоритетному направлению научно-технологического развития РФ «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству…».
Напомним, что на прошлом заседании совета было принято решение о том, чтобы в пилотном режиме, не дожидаясь методической базы, попробовать запустить несколько таких проектов. Тогда было выявлено явное недопонимание разработчиками того, что от них на выходе хотят получить Минобрнауки и правительство. Поэтому одно из предложений — о разработке КНТП «Цифровые и интеллектуальные системы землепользования, землеустройства и земледелия нового поколения («Цифровое земледелие») — в этот раз было представлено на повторное рассмотрение (презентовал разработку директор Почвенного института им. В.В.Докучаева РАН Андрей Иванов). Вместе с ним были предложены еще две КНТП: «Применение электромагнитного излучения в технологиях производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции» (докладчик — член-корреспондент РАН Наталья Санжарова) и «Разработка комплексного научно-технического проекта «Агробиофотоника» (докладывали академик Юрий Кульчин и член-корреспондент РАН Владимир Попов).
Обсуждение проходило накануне заседания Координационного совета по приоритетным направлениям научно-технологического развития Совета при Президенте РФ по науке и образованию, которое, по словам президента РАН Александра Сергеева, должно состояться 24 июня.

— Мы его готовим, — сказал Александр Михайлович. — У нас уже есть несколько проектов, которые можно рассматривать, но они не по сельскому хозяйству. Минобрнауки, со своей стороны, определило даже некоторые ресурсы, которые будут выделяться, уже начиная с 2019 года, на поддержку проектов, прошедших отбор и соответствующих формальным требованиям, определенным министерством.
Глава РАН отметил, что «даже ожидает, что будет некая конкуренция между советами», поскольку число поддержанных заявок в этом году ограничено.
По словам главы совета, вице-президента РАН Ирины Донник, полтора года, что работает совет, нормативная база «постоянно меняется и совершенствуется».
— Мы теперь понимаем, что, видимо, нет предела этим изменениям. Они все глубже, все больше, и необходима корректировка всей той деятельности, которую мы уже провели. То есть все те проекты, которые были у нас заслушаны и одобрены (а их восемь), мы сейчас будем вынуждены подгонять под нынешнюю нормативную базу. Ничего страшного: глаза боятся, руки делают, — сказала академик.
Координирует деятельность советов вице-президент РАН Валерий Бондур.
— Ваш совет очень активно работает, — заметил он, обращаясь к «аграриям», — но полной готовности проектов еще нет, и в координационный совет они пока не поступали. Может быть, результат сегодняшнего рассмотрения исправит эту ситуацию.
Как отметил В.Бондур, по всем направлениям пока есть только два проекта, которые находятся в полной готовности. Но они относятся к другому приоритету — «переходу к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, созданию систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта». Они рассмотрены экспертным советом, рабочей группой Минобрнауки и «практически соответствуют всем формам, которые даны в постановлениях правительства».
— У нас тоже два проекта готовы, — отпарировала Ирина Михайловна. — Просто мы не знали порядок подачи. Хотелось бы, что бы их рассмотрели на координационном совете: они в высокой степени готовности — полтора года уже их обсуждаем.
Для того чтобы обсуждения в дальнейшем проходили более плодотворно, директор Департамента научно-технических программ Минобрнауки Евгения Степанова рассказала о порядке подачи предложений и о том, что уже сделано министерством в этом направлении.
— Утвержден порядок формирования советами совместно с Минобрнауки предложений о разработке научно-технической программы или комплексного научно-технического проекта полного инновационного цикла. Это как раз те предложения, которые формирует совет, потом они рассматриваются в координационном совете и идут в правительство.
Остальные готовящиеся документы, приказы имеют чисто формальные правки — корректорские, стилистические — поэтому мы надеемся, что они будут тоже утверждены, — сказала Евгения Владиславовна.
Она напомнила, что принято постановление правительства №162 «Об утверждении Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития РФ», в рамках которого в Минобр-науки был разработан ряд подзаконных приказов, которые сейчас проходят регистрацию в Минюсте.
Процедура подачи КНТП, по мнению чиновницы, довольно проста. В совет по приоритетному направлению посылается заявка о разработке комплексного проекта или комплексной программы. Она направляется от члена совета, который должен быть представителем научной или образовательной организации или предприятия реального сектора экономики, или даже от министерства.
Совет рассматривает эту заявку и принимает решение: либо начать формирование комплексного проекта или программы, либо отклонить их ввиду того, что они не направлены на решение важных научно-технических задач.
Если совет сочтет поступившую заявку, как сказала Е.Степанова, «достойной лечь в основу великих дел», то в течение 80 рабочих дней с момента принятия решения о разработке КНТП, совет должен сформировать предложение по разработке. В нем будет содержаться информация об исполнителях, о приоритетах, научно-техническом заделе, ожидаемых промежуточных результатах и т.д. Это предложение формируется совместно членами совета, организациями реального сектора экономики, научными и образовательными учреждениями, которые будут принимать участие в этой разработке, и Минобрнауки.
— Министерство в части подготовки предложения обеспечивает анализ источников и объемов финансирования, предоставляет информацию о госзаданиях, о тех проектах, которые ведутся в этом направлении, а также готовит предложения по ответственным исполнителям, мероприятиям и так далее, — сообщила Е.Степанова.
Представитель Минобрнауки подчеркнула, что очень важно (когда совет решает, поддерживать предложение и отправлять его на координационный совет), чтобы ответственный исполнитель (отраслевое министерство, которое определяет госполитику в данной области) направил соответствующее письмо, в котором сообщалось бы о его согласии выступать ответственным исполнителем этой программы или проекта, а также о готовности выделить на эти цели определенное финансирование.
В КНТП обязательно должен быть указан заказчик — организация реального сектора экономики, которая будет внедрять идею в производство, создавать продукцию и продавать ее. И от этой организации тоже должно быть сопроводительное письмо с подтверждением финансирования реализации программы.
Только в таком случае, если есть ответственный исполнитель и предложение составлено по утвержденной форме, совет принимает решение о том, что проект или программа очень важны и оказывают «существенное влияние на экономику РФ». Предложение направляется в координационный совет, который по определенным критериям рассматривает его и уже тогда принимает решение о том, чтобы направить его в правительство, отклонить или вернуть в совет на доработку.
Вообще Минобрнауки отмечает низкий уровень подготовки проектов ученых по сельскому хозяйству, заявил директор Департамента конкурсных процедур и государственных контрактов Геннадий Шепелев.
— Сейчас стали поступать первые проекты, в целом они слабо оформлены, — сказал он. — По тем документам, которые к нам попадают, невозможно оценивать сами проекты. Может, они и хорошие, но из представленных бумаг этого понять нельзя. Например, форма проекта должна занимать четыре страницы (по требованиям Мин-обрнауки), а мы получаем проект, который весь уложился в три. Или вместо обоснования актуальности читаем абстрактные выборки из Стратегии научно-технологического развития РФ.
Г.Шепелев уточнил картину, представленную Е.Степановой:
— Комплексный научно-технический проект — это не сугубо научный проект. То есть там обязательно должны быть бизнес и продукты, которые возникают в результате его реализации. Во многих же проектах просто говорится о том, что такие продукты будут. Какие, в каком объеме, нужны ли они на рынке, умалчивается.
Чиновник подчеркнул, что наличие индустриального партнера — это не формальность, а основа для комплексного проекта. Программы будет реализовывать не Минобрнауки, а профильные ведомства (в данном случае — Минсельхоз), поэтому их позиция должна формироваться «с самого начала», а если они не подтверждают актуальности предложения, «не следует тратить время на его подготовку».
Также Г.Шепелев отметил, что в тех проектах, которые он видел, нет указания на то, какие научные заделы будут использованы.
— Научные заделы есть всегда, но в рамках КНТП нужно брать такой задел, который позволяет сформировать конкурентные преимущества на рынках. И обоснованию этого, на мой взгляд, нужно посвятить очень значительную часть заявки, — сказал он.
Геннадий Васильевич заверил, что со стороны министерства в ближайшее время будет создана методическая команда в помощь ученым и инициаторам проектов.
— В общих чертах понятно, что ничего не понятно, — резюмировала И.Донник, — но будем работать. И Минобрнауки готово помогать. По крайней мере, надо хотя бы первые два проекта запустить, и будет ясно, что делать дальше. Только одно хочу сказать: у нас в аграрной науке есть очень замечательные проекты, которые отвечают самому главному — слову «прорыв» — и хочется их запустить.
Обсуждение прошло, как и прежнее: вызвало много вопросов, непонимания и недопонимания. Но разговор, надо признать, все-таки стал предметнее.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев