Без внимания

Реформаторы образования пренебрегают советами ученых

Генеральная ассамблея Международной академии образования (International Academy of Education, IAE), собравшая ведущих ученых из разных стран мира, впервые прошла в Москве. По определению президента академии, профессора Университета Нью-Брансуика (Канада) Дугласа Уиллмса, деятельность IAE направлена «на укрепление и развитие образования во всем мире, улучшение связей между исследователями, руководителями и участниками образовательного процесса».
Шесть лет назад первым членом академии из России и стран Восточной Европы стал доктор психологических наук, профессор Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), заслуженный профессор МГУ Андрей Подольский. Открывая Дни Международной академии образования в Москве, которые прошли в рамках ассамблеи на площадке НИУ ВШЭ и других московских вузов, он призвал коллег не только поделиться знаниями и опытом друг с другом и молодежью, но и критически подойти к оценке результатов совместной деятельности, их влиянию на изменения в глобальной образовательной среде:
— Важно не просто убедиться в правильном направлении нашего пути. Уметь критиковать себя — одна из важнейших компетенций XXI века, и мы также должны ею владеть.
С похожим посылом президент Московского государственного психолого-педагогического университета (еще одной из площадок Дней IAE) Виталий Рубцов обратился к молодым ученым.
— У вас есть прекрасная возможность критически посмотреть на результаты своих исследований в свете новейших достижений педагогической науки, — сказал он.
Надо отметить, что доклады и лекции спикеров содержали немало фактов, свидетельствующих о проблеме результативности влияния исследований в области образования на образовательную политику разных стран. Оказывается, после публикации данных и выводов экспертов она меняется подчас совсем не так, как хотелось бы ученым. По словам профессора Университета штата Аризона (США) Густаво Э.Фишмана, сравнительные исследования не особенно влияют на политику в сфере образования, а иногда результаты этого влияния бывают прямо противоположны ожидаемым. Сегодня в организации тестирования все чаще участвуют структуры уровня ЮНЕСКО или Организации экономического сотрудничества и развития, мониторингом образовательных процессов охвачены более 140 стран, растет число специалистов и научных публикаций. Однако, как подчеркнул профессор, эта «индустрия не предлагает новых инструментов для повышения качества образования». Кроме того, некоторые страны в погоне за высокими показателями прибегают к «запрещенным приемам», привлекая к тестированию только успешных учащихся, а из публикаций результатов очередного глобального мониторинга делают совершенно разные выводы. Например, одни усиливают государственную поддержку образования, а другие приватизируют школы.
Профессор также обратил внимание на то, что результатами опросов в рамках мониторингов не подтверждаются выводы некоторых СМИ, где в последнее время муссируется тема профессиональной непригодности педагогов. Именно их журналисты и чиновники в первую очередь обвиняют в низких показателях образовательной системы того или иного государства. При этом не 25-40, как утверждается в прессе или интернет-источниках, а всего 5% респондентов выражают недовольство преподавателями, у которых они учились. Многие отечественные и зарубежные спикеры в своих выступлениях делали акцент на особую роль школы в получении каждым учащимся качественных базовых знаний. Д.Уиллмс в лекции «Равенство, справедливость и развитие в образовании» возложил на нее ответственность, в частности, за усовершенствование практик преподавания и организации учебного процесса, вовлеченность в него родителей и полноценную включенность всех школьников. Оценив стройность концепции, заведующий Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Андрей Захаров, тем не менее, сформулировал ряд вопросов, на которые она не отвечает. Например, как организовать работу с детьми, растущими в нестандартных условиях, или с существенно различающимися учениками?

 

Опытом проведения образовательных реформ в США поделился академик Марис Виновскис, профессор истории Университета Мичиган. Он рассказал о том, как с середины ХХ века в этой стране реализовывались проекты, нацеленные на борьбу за всеобщую доступность образования, включая самые незащищенные слои населения. Анализируя причины, по которым главных целей достичь не удалось, эксперт сделал ряд выводов, актуальных для всеобщего процесса совершенствования глобальной образовательной сферы. Для полноценной реализации таких программ в них следует ставить достижимые, научно обоснованные цели. Ответственность за процесс должны нести все его участники, включая политиков и семьи учащихся, при этом необходимо помнить, что реформы не всегда приводят к желаемым результатам. Без участия родителей должного эффекта никакие меры не дадут, как и без доверия к преподавателям: подготовка учителей, их общественный статус и зарплата должны быть достойными. Эксперт также подчеркнул, что для улучшения системы образования требуется достаточно длительное время, а для объективной оценки последствий реформ в этой сфере могут понадобиться и десятилетия.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев