Агенты перемен

Растет спрос на обучение в педвузах

В достижении таких национальных целей, как вхождение России в десятку стран с лучшими системами школьного образования и создание условий для развития и самоопределения каждого ее гражданина, важнейшая роль принадлежит учителю. Об этом на пресс-конференции «Педагогические вузы — агенты прогрессивных изменений в образовании», посвященной итогам впервые прошедшего в Москве Инновационного курса подготовки управленческих команд педагогических вузов, напомнила заместитель министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева.
— Инновационный курс — первый шаг к большой комплексной работе всей образовательной системы и регионов по подготовке будущего учителя, — заявила она. Дальнейшие шаги будут направлены на создание единого образовательного пространства на основе проектных решений (их 37), выработанных межвузовскими командами — участниками Инновационного курса.
По оценке замминистра, развитие школьного образования «идет семимильными шагами»: обновляется инфраструктура, меняются содержание и наполнение учебных программ и курсов. Растет интерес к самореализации в этой сфере у молодых людей, включая тех, кто ориентирован на естественно-технические направления. В рамках программы «Учитель будущего поколения России» в педвузах созданы кванториумы и технопарки универсальных педагогических компетенций в области робототехники, рентгенографии, физиологии, генетики, IT, виртуальной и дополненной реальности и других. В 2021-м и текущем годах на реализацию программы было выделено по пять миллиардов рублей.
Изменение ситуации в школах и университетах повлияло и на качество приема в педагогические вузы.
В конце сентября Минпросвещения впервые публично подвело итоги приема в подведомственные университеты (33 головных и 12 филиалов). На площадке МИА «Россия сегодня» Татьяна Васильева сообщила, что количество заявлений на поступление в педвузы в 2022-м по сравнению с предыдущим годом увеличилось в полтора раза и превысило 370 тысяч. При этом объем бюджетных мест (36 тысяч), выделенных университетам этого профиля, остался без изменений. В ходе нынешней приемной кампании на разные формы обучения уже зачислены в общей сложности 43 тысячи студентов, включая порядка 50 молодых людей из ЛНР и ДНР. Конкурс на направление «Педагогическое образование» в среднем составил 12 человек на место, средний бал ЕГЭ поступивших — 69,8.
— В некоторые вузы гарантированно проходили только полные «стобалльники», — отметила Татьяна Васильева. — В числе наиболее популярных педагогических университетов, подведомственных Минпросвещения, — восемь учебных заведений, где средний балл зачисленных был выше 70. Это Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Российский педагогический государственный им. А.И.Герцена, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина и другие.
Согласно ее данным, самыми востребованными профилями у поступающих на очную форму подготовки стали «Литература» (конкурс — 48 человек на место), «Обществоведение» (44) и «Русский язык как иностранный» (34). Среди естественно-научных профилей замминистра выделила «Математику» и «Информатику» (более 10 человек на место), а также «физику» (7,5). В итоге на бакалавриат по этим профилям были отобраны 2,5 тысячи человек, «самых достойных» по определению замминистра.
Вызовом для педагогического образования назвал ректор МПГУ Алексей Лубков резко возросшую за два последних года потребность общества в специалистах для таких областей, как робототехника, гейм-педагогика, этнографика, образовательный инжиниринг, цифровая и госпитальная педагогика и другие. Некоторым из новых специальностей начали учить только в 2022 году. Помогать подготовке таких педагогов будут уже упомянутые межфакультетские технопарки, созданные по инициативе Президента РФ Владимира Путина во всех педагогических вузах. Таким образом, университеты получили площадки для реализации междисциплинарных и метапредметных проектов, исследовательской и образовательной деятельности, включая дополнительное обучение и профориентацию школьников.
— Мы еще не успели запустить некоторые проекты, а ребята уже пошли, — сообщил Алексей Лубков. Ректор также добавил, что в эту приемную кампанию в число пяти наиболее востребованных у абитуриентов вуза направлений вошло и «Дошкольное образование».
Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы (БГПУ им. М.Акмуллы) Салават Сагитов обратил внимание на увеличение спроса на целевое обучение. Приведя в пример свой вуз, он рассказал, что если в 2019 году университет принял целевиков на бакалавриат в объеме 30% от выделенной ему квоты, то в прошлом году эта цифра удвоилась. Магистров на целевое обучение в 2019 году не зачислили вообще, а вот в 2021-м вуз использовал уже половину квоты. В 2022-м при приеме бакалавров она была закрыта на 75%, а для магистров-целевиков — на 60%. Среди заказчиков БГПУ им. М.Акмуллы на их подготовку есть образовательные учреждения не только Минпросвещения, но и Минтруда и Минкультуры.
По данным ректоров, оживился спрос на наше педагогическое образование в странах ближнего зарубежья, Китае и среди других партнеров по ШОС. К примеру, БГПУ им. М.Акмуллы — оператор проекта Минпросвещения по созданию девяти русскоязычных школ в Киргизии — только из этой страны принял в 2022 году порядка 100 абитуриентов на позиции бакалавров и магистрантов. В перспективе они будут работать в новых школах по российским образовательным стандартам. По словам ректора Волгоградского государственного социально-педагогического университета Александра Короткова, сегодня этот вуз, подготовивший за свою историю более 10 тысяч выпускников из стран практически всего мира, в связи с наплывом будущих преподавателей русского языка из государств СНГ и Средней Азии испытывает трудности с их размещением в общежитиях. В Алтайском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. В.М.Шукшина, как отметила его ректор Людмила Мокрецова, сложились особые отношения с коллегами из Монголии. Партнеры выстраивают отношения по подготовке аспирантов по направлениям «Педагогические науки» и «Филология», ведут совместную научную деятельность.
План реализации утвержденной в июле Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года будет существенно доработан с учетом итогов инновационного курса подготовки управленческих команд педвузов, как и программа внедрения фундаментального ядра высшего педобразования (базового и обязательного минимума содержания подготовки педагогов и ее результатов). Будет скорректирован и план проведения Года педагога и наставника, каковым в России объявлен 2023-й.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Фото: vspu.ru

Нет комментариев