Крепче титана. Томичи не спасовали перед лютыми морозами.

Летом поход в болота Западной Сибири — настоящий вызов мужеству и терпению человека. Но каково же здесь зимой? “Еще тяжелее”, — говорят участники первой зимней экспедиции Томского госуниверситета, рискнувшие отправиться в приарктические районы. Результаты этой поездки могут серьезно повлиять на современные представления о динамике глобального изменения климата.
Экспедиция получилась многоплановой. Она и не могла быть иной: сегодня решить многие научные задачи ученые могут только в рамках междисциплинарного сотрудничества. Именно поэтому в ТГУ создан так называемый центр превосходства “БиоКлимЛанд” — научный кластер, объединяющий несколько направлений, связанных с изучением и сохранением окружающей среды.
— Во всем мире зимняя экология начинает развиваться как перспективное научное направление. Но наша экспедиция была уникальной не только из-за сезона и экстремальных арктических условий, — говорит профессор ТГУ Сергей Кирпотин. — Главная идея поездки в том, чтобы взять пробы воды, снега, льда по всему географическому мегапрофилю от самых южных ландшафтов заболоченной Западной Сибири до Обской губы. Это позволит изучить не отдельные точки на карте, а целый экологический коридор. Особое внимание уделили работе на нашей площадке вблизи поселка Ханымей — там мы неоднократно работали в летних условиях, однако зимой прибыли туда в первый раз.
Поездка была трехнедельной. Исследователям пришлось столкнуться с экстремальными холодами: именно на этот период (в конце февраля) в приполярье установилась морозная погода — до -50 градусов по Цельсию. Пробоотбор в таких условиях проблематичен, ведь даже техника отказывалась работать, не выдерживая суровых северных испытаний.
— Мы неожиданно столкнулись с проблемой при бурении льда, — вспоминает участник экспедиции директор НИИ биологии и биофизики ТГУ Сергей Воробьев. — Коллега из Москвы привез с собой титановый кольцевой бур для выпиливания керна. Его ножи, сделанные, кстати, на одном из оборонных заводов по спецзаказу, вышли из строя в первый же день! Потому что лед на северных озерах не однородный, как на наших реках, а переслаивается вкраплениями песка. Когда водоем замерзает, вода под колоссальным давлением вечной мерзлоты снизу многократно выплескивается на поверхность наледи, поэтому керн отобранного льда напоминает слоеный пирог: песок — лед, лед — песок. При встрече с этим абразивом даже титановые инструменты “впадали в ступор”!
Исследователи трудились самоотверженно: днем брали пробы, а по вечерам обрабатывали образцы. Собранный материал предстояло доставить не только в Томск, но и в Тулузу, в лабораторию, где будет проведен тончайший биогеохимический анализ. Во Франции работает давний коллега томичей — Олег Покровский. В 2013 году под его руководством в ТГУ быда создана одна из ведущих лабораторий в области биогеохимических и дистанционных методов мониторинга окружающей среды “БИО-ГЕО-КЛИМ”.
Помимо 64 точек отбора проб воды и льда на Ханымее ученые проверяли данные спутниковой альтиметрии и отбирали монолиты мерзлого торфа для проведения экспериментов в лабораторных условиях. Для коллег из Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН собирали образцы хвои, для химиков ТГУ брали пробы на загрязнение. Кроме того, искали в снегу следы “звездной пыли”, которую могла оставить на поверхностях недавно пролетевшая мимо Земли комета. Собранный материал послужит основой для научных публикаций в ведущих международных журналах.
— Несмотря на то что экспедиция проходила в условиях сильного мороза, мы постоянно находили признаки потепления климата, — признается С.Кирпотин. — Когда подняли монолит мерзлого торфа на Ханымее, под ним обнаружили талый грунт! Все это подтверждает теорию о том, что климат на планете очень неустойчив в глобальном масштабе. И эти процессы нужно изучать, чтобы понять роль человека в них и попытаться спрогнозировать будущее всей планеты.
В процессах, о которых говорит Кирпотин, Западная Сибирь и ее северные болота играют огромную роль. Однако многое на тех обширных территориях остается загадкой для ученых. Первая зимняя экспедиция ТГУ пролила лишь немного света на происходящее в этих местах. Огромные пространства, хранящие много тайн, еще ждут своих исследователей.

Яна ПЧЕЛИНЦЕВА