Жизнь среди полей. Лауреаты золотых медалей РАН преуспели на научной ниве.

На Общем собрании РАН были вручены Большие золотые медали имени М.В.Ломоносова (российскому и иностранному членам РАН) и золотые медали имени выдающихся ученых за 2013 год. Математик Людвиг Фаддеев (на снимке) был награжден Большой золотой медалью РАН за выдающийся вклад в квантовую теорию поля и теорию элементарных частиц, а физик из США Питер Лакс — за теорию гидродинамики солитонов.
Американский ученый не смог лично прибыть на вручение награды, а академик Фаддеев получил медаль и прочел доклад с романтическим названием “Моя жизнь среди квантовых полей”. Людвиг Дмитриевич представил свою научную биографию на фоне истории развития теории поля. Он рассказал о том, как вместе со своим коллегой Виктором Поповым решил сложнейшие математические проблемы теории Янга — Миллса и почему эти результаты могут стать основой для фундаментальной теории, объясняющей все явления микро- и макромира.
Другие награжденные, принимая из рук президента РАН Владимира Фортова свои золотые медали, тоже рассказывали о своих достижениях.
Медаль имени И.В.Курчатова была вручена специалисту в области термоядерного синтеза Евгению Аврорину. Работая в ведущем российском ядерном оружейном центре в Снежинске, он руководил разработкой ядерного оружия и “мирных” зарядов, а также изучением поражающих факторов ядерного взрыва.
Физик-теоретик Семен Герштейн получил медаль имени Л.Д.Ландау за открытие закона сохранения векторного тока и нахождение аналогии между электромагнитными и слабыми взаимодействиями. В совместной работе с академиком Яковом Зельдовичем академик Герштейн предсказал один из фундаментальных законов природы — сохранение константы слабого векторного взаимодействия, по аналогии с законом сохранения электрического заряда частиц.
Медалью имени А.М.Прохорова награжден академик Иван Щербаков за цикл работ “Процессы трансформации энергии возбуждения в активных средах лазеров”. Выполненные академиком Щербаковым исследования процессов переноса энергии электронного возбуждения в твердых растворах ионов редкоземельных элементов привели к обнаружению общих закономерностей, связывающих микроскопические механизмы переноса с релаксацией энергии в коллективе взаимодействующих частиц.
Конструктору Игорю Спасскому за большой вклад в развитие атомного подводного флота присуждена медаль имени А.П.Александрова. Академик Спасский руководил работами по созданию широкого класса подводных кораблей на основе новейших технологий, среди которых особое место занимает агрегатно-модульный метод строительства подводных лодок.
Медаль имени Д.И.Менделеева вручена Илье Моисееву за выдающиеся труды по катализу и разработке энергосберегающих технологий. Развитые академиком Моисеевым методы и подходы привели к созданию новых катализаторов и технологических процессов, позволили расширить сырьевую базу производства продуктов крупнотоннажного синтеза.
Александр Коновалов удостоен медали имени А.М.Бутлерова за уникальные результаты в области органической химии, в частности, за успехи в изучении реакционной способности и механизмов реакций органических и элементоорганических соединений, термодинамики сольватации и межмолекулярных взаимодействий.
Медаль имени В.И.Вернадского получил Самвел Григорян. Так оценены его труды в области моделирования процессов, протекающих в атмосфере, гидросфере, литосфере и более глубоких слоях Земли. Построенные ученым количественные механико-математические модели позволяют решать сложнейшие задачи о равновесии, движении, деформировании и разрушении грунтов и горных пород в различных ситуациях — от схода снежной лавины до ядерного взрыва.