Эффект закалки. Почему лауреаты олимпиад школьников и в вузах не сдают позиции?

Российский союз ректоров опубликовал итоги восьмого этапа Комплексного исследования успеваемости студентов высших учебных заведений РФ. Комментируя полученные результаты, генеральный секретарь РСР Ольга Кашина напомнила, что с 2010 года в рамках этого долгосрочного проекта в общей сложности проанализированы данные порядка 1,3 млн учащихся из 250 вузов, в связи с чем исследование можно считать “самым масштабным в сфере российского высшего образования по числу охваченных студентов”. Если на первых четырех этапах в зону внимания авторов попадали только первокурсники и второкурсники, то к седьмому аналитическое поле было расширено и уже охватывало учащихся до четвертого курса включительно.
Основные задачи, поставленные инициаторами и исполнителями проекта изначально: контроль за качеством олимпиад школьников, поиск новых механизмов их совершенствования, а также оценка эффективности интеллектуальных состязаний как альтернативного ЕГЭ инструмента привлечения выпускников в вузы. Указанную эффективность, кстати, подтвердили результаты и всех предыдущих семи этапов. Они свидетельствуют, что академические показатели олимпиадников в основном оказываются более высокими, нежели у учащихся, поступивших на общих основаниях с высоким баллом ЕГЭ.
На восьмом этапе в исследовании РСР приняли участие более 220 тысяч студентов из почти 150 вузов всех федеральных округов РФ. Среди главных выводов экспертов прозвучали заключения о том, что олимпиады в очередной раз доказали свою действенность в части выявления детей, склонных к творчеству, а льготы для победителей и призеров — эффективность как механизма социального лифта и выравнивания социальных возможностей для получения образования. ЕГЭ как инструмент прогнозирования академической успеваемости лиц, поступающих на общих основаниях, также вновь подтвердил свою результативность.
Выявленная в ходе исследования средняя условная оценка итогов летней сессии 2012/2013 учебного года показала, что ни одна из групп учащихся, выделенных по признаку основания для зачисления в вуз ( в общей сложности 17 групп), не продемонстрировала за этот период максимальных результатов успеваемости. В большинстве случаев оценки выше среднего уровня получали представители лишь восьми групп поступивших, включая зачисленных с баллами ЕГЭ, превышающими показатель 67, льготников из числа спортсменов, олимпиадников, детей погибших военнослужащих. Остальные льготы, согласно выводам экспертов, не подтвердили свою эффективность в качестве “инструмента выравнивания социальных возможностей для получения образования, так как лица, воспользовавшиеся ими, в очередной раз не показали высокой успеваемости”.
В то же время авторы исследования отметили устойчивую тенденцию к росту показателей успеваемости при уровне выше среднего только у тех, кто был зачислен как лауреат олимпиады. Всего таковые составили 3% от общего числа респондентов. Ольга Каширина считает, что именно благодаря олимпиадной закалке эти абитуриенты приобретают четкую нацеленность на будущую профессию: “Они не просто хорошо выполняют школьные задания, как высокобалльники ЕГЭ, но в условиях жесткой конкуренции защищают свой выбор”.
Главный вывод, сделанный на основании итогов исследования: действующая модель образовательных программ демотивирует большую часть студентов к профессиональной деятельности. Ссылаясь на показатели четырехлетнего цикла обучения студентов-бакалавров, авторы констатируют устойчивое снижение показателей высокобалльников ЕГЭ в процессе учебы. “Полученные данные свидетельствуют, что по мере перехода на старшие курсы амбициозный и активный молодой человек превращается в “середнячка” с угасающим интересом к освоению избранной специальности”, — поясняет О.Каширина. В норме же, по ее словам, интерес студентов к будущей профессии по мере приближения к выпуску должен повышаться, поскольку именно профессиональное совершенствование и есть цель учебы.
То, что у вузов есть существенный резерв для развития академической политики в области стимулирования творческой активности талантливых студентов, и в особенности лауреатов олимпиад, было очевидно уже после нескольких первых этапов исследования. Его авторы и прежде отмечали, что современный образовательный процесс ориентирован на учащихся со средними способностями, в то время как должного внимания требуют и вопросы развития индивидуальных академических программ, мотивирующих становление талантов в ходе вузовского обучения. Сохранение же инерции усредненного подхода к способным студентам существенно увеличивает риск утраты результатов работы академического сообщества с одаренными выпускниками школ.
В своих комментариях к результатам восьмого исследования О.Каширина поделилась собственным видением того, как модернизировать академическую политику в высшей школе и создать условия, при которых талантливая молодежь не будет подвергаться негативным метаморфозам. Прежде всего, по ее словам, следует отказаться от линейного набора узкоспециализированных предметов, использовать все нормативные возможности для расширения индивидуальных образовательных траекторий студентов и усиления профориентационного компонента. “Крайне важны переход к модульной системе образования и ориентация образовательных стандартов на результат образовательной деятельности. Это позволит студентам строить свое обучение, научную работу и производственную практику исходя из личных профессиональных целей”, — заключила генеральный секретарь РСР.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев