Опять дыра

Новая черная дыра обнаружена в близкой к нам галактике М83. Об этом сообщает CRAR News Release.
Группа австралийских и американских астрономов, изу­чая галактику М83, что в 15 миллионах световых лет от Земли, обнаружила новую сверхмощную малую черную дыру, которая обозначена MQ1. Ранее уже были открыты несколько мощных компактных объектов, подобных системе MQ1, но не было возможности установить размер содержащихся в них черных дыр. Черная дыра MQ1 стала первой в своем роде детально изученной. Как сообщает Международный центр радиоастрономических исследований (International Centre for Radio Astronomy Research), наблюдения новой системы, которые велись с использованием множества телескопов, подтвердили, что открыта малая черная дыра стандартного для этой категории размера, а не бόльшая, как можно было предположить исходя из мощности излучения объекта. По словам руководившего исследованиями Роберто Сориа (Roberto Soria) из Университета Кёртина (Curtin University) в Австралии, ценность открытия в том, что оно способствует пониманию процесса образования, эволюции и гибели звезд в составе спиральных галактик вроде галактики М83. “MQ1 классифицирована как микроквазар. Микроквазары — двойные звездные системы, в которых остаток первой звезды, сжатый в компактный объект (такой, как нейтронная звезда или черная дыра), гравитационно связан со второй обычной звездой. В микроквазарах происходит падение материи на нейтронную звезду или черную дыру, что сопровождается мощными выбросами струй материи — так называемых джетов. Значение мощности джетов, испускаемых у MQ1, выходит за пределы, допустимые в наблюдаемой галактике, и это может быть важным фактором на ранних стадиях эволюции галактики — около 12 миллиардов лет назад”, — поясняет Сориа. Мощные черные дыры, подобные MQ1, которые сегодня являются редкостью, в то время были куда более распространенным явлением, добавляет ученый.
Изучая микроквазары, можно оценить количество энергии, выбрасываемое черными дырами в окружающее их пространство. Для сравнения, самый мощный микроквазар в нашей галактике — SS433 — на порядок менее мощный, чем MQ1. Хотя черная дыра в этой системе имеет в диаметре всего 100 километров, вся система, по данным Космического телескопа “Хаббл” (Hubble Space Telescope), больше нашей Солнечной системы, ее джеты протягиваются с каждой стороны черной дыры на 20 световых лет. Черные дыры варьируют в размерах и классифицируются либо как имеющие звездную массу (это меньше, чем 70 масс Солнца), либо как сверхмассивные (в миллионы раз массивнее его, такова, в частности, черная дыра, что в центре нашего Млечного пути). MQ1 — это черная дыра звездной массы, возникшая, вероятно, при коллапсе умирающей звезды. Расчеты параметров нового объекта Сориа с соавторами опубликовали в журнале Science.