Дайте ориентиры! Вуз может и должен помочь молодому преподавателю найти путь к профессионализму.

Положение с подготовкой вузовских преподавателей нужно в корне менять — об этом шла речь в статьях Николая Розова и Михаила Лямзина (см. “Поиск” №№22 и 32-33, 2010). Сегодня о реальном опыте решения проблемы рассказывает Семен ­РЕЗНИК — директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, победитель Всероссийского конкурса “Лидер в образовании”.
Почти 20 лет назад, в 1991 году, в Москве объявили конкурс на участие в программе обучения в Германии будущих преподавателей рыночной экономики. Среди примерно 120 претендентов были в основном преподаватели вузов, а также молодые бизнесмены и менеджеры. Лично мне результаты отбора показались обескураживающими: учиться в Германию поехали всего четыре представителя вуза. Остальные 20 были менеджерами и предпринимателями. Именно у них оказалось больше качеств, нужных преподавателю. Стажировка в Германии заставила меня тогда о многом задуматься. И прежде всего о том, почему уровень педагогического мастерства среднего немецкого доцента был выше, чем у российского.
Дискуссия, начатая на страницах “Поиска” статьей Николая Розова “Научите учить”, показывает, что проблема преподавательского корпуса по-прежнему актуальна.
Конечно, мы гордимся своими талантливыми педагогами. Но талант — удел единиц. В своем региональном вузе могу их пересчитать по пальцам. Знаем ли мы самых талантливых преподавателей и используем ли в полной мере их талант — это предмет отдельного разговора. В целом же сегодня наша высшая школа ощущает все более острую потребность в квалифицированных педагогических кадрах, а качества и компетенции преподавателей вузов пока не соответствуют вызовам времени.
Традиционные условия деятельности высших учебных заведений в СССР опирались на централизованное распределение выпускников, на приоритетную роль учебного процесса, высокий уровень мотивации труда преподавателей. Новые условия требуют новых приоритетов деятельности педагога высшей школы, который теперь должен ориентироваться на инновационные подходы к обучению студентов, постоянно повышать показатели своей научной деятельности, соотносить учебный процесс с интересами работодателей, потребностями рынка труда. Но готов ли он к этому?
Как правило, преподавателем вуза сегодня становится вчерашний выпускник (причем по ряду причин далеко не всегда лучший), проявивший способности к научной деятельности и поступивший в аспирантуру. Были ли у него особые способности к деятельности педагогической, никто никогда не оценивал, да и механизма такой оценки нет. Сколько времени ему потребуется, чтобы стать профессиональным преподавателем, овладеть современными методиками обучения? Где и как ему приобрести необходимые компетенции? Вопросы открытые.
А каких преподавателей любят студенты и ценит руководство вузов? Прежде всего, талантливых, не только знающих, но и умеющих “заразить” студентов своими знаниями, тех, кто личным примером может подтвердить сказанное.
Преподаватель современного высшего учебного заведения должен быть ученым, учителем, воспитателем, не просто лектором, докладчиком, но и менеджером, тренером, организатором педагогического процесса. Личность преподавателя, его методическая, педагогическая и психологическая подготовленность во многом определяют качество обучения студентов.
Исследуя проблему, мы сделали попытку смоделировать качества и компетенции преподавателя современного вуза.
В нашем видении это, в первую очередь, глубокое знание им предмета обучения, педагогическое мастерство, широкий научный кругозор, тяга к инновациям и научному творчеству, владение технологиями научного поиска и инновационная мобильность, под которой понимаем, в частности, владение иностранными языками и компьютерными технологиями.
Талантами российские преподаватели не обделены, но одного таланта недостаточно. Без продуманной системы подготовки преподавателей нам не обойтись. Выпускник аспирантуры, даже если он самый прекрасный ученый, — еще не преподаватель. И даже если у него есть способности к преподаванию (а их важно заметить еще во время обучения молодого человека в вузе и взять такого студента на заметку!), преподавателем еще нужно стать, подготовиться к этому непростому виду деятельности.
Убежден: для того чтобы сократить сроки адаптации выпускника вуза к новым для него условиям педагогической деятельности, следует вооружить его необходимыми технологиями.
Как показывает практика, для преподавателя главным вопросом становится не только ЧТО сказать, но и КАК это сделать, КАК донести информацию до студента, КАК проверить результативность своей работы. Молодому преподавателю — вчерашнему выпускнику вуза — очень непросто правильно вести себя со студентами, соблюдать дистанцию, завоевывать авторитет, избегать панибратства.
Профессор Н.Розов считает, что нужно давать основательную педагогическую подготовку аспирантам; профессор М.Лямзин рекомендует это делать после аспирантуры, не отвлекая молодого ученого от работы над диссертацией: ведь защищаются в срок менее 30 процентов аспирантов. Оба специалиста по-своему правы. Вузу нужен не просто ученый, а прежде всего, преподаватель- исследователь. Думаю, главная проблема не в том, во время или после аспирантуры готовить преподавателей. Важно готовить их из тех, кто хочет, мечтает преподавать и имеет соответствующие способности. Это могут быть “продвинутые” студенты старших курсов, аспиранты, настроенные на работу в вузе, а также те, кто недавно защитил диссертацию и избрал для себя вузовский путь профессиональной деятельности.
Теперь о проблеме, которая была меньше затронута в преды­дущих статьях: как обучать молодого преподавателя? Кто это будет делать в вузе, если на уровне страны проблема пока не решается?
Давайте зададим себе вопрос: “С чего начинается преподаватель?”
Наверное, с умения провести учебное занятие. Так, чтобы у слушателя дух захватывало. Так, чтобы, как хорошему артисту, студент немедленно хотел бы сказать спасибо, похлопать от восторга в ладоши. За многое спрашиваем с преподавателя вуза. Его индивидуальный план заполнен обилием показателей. Нет главного — акцента на качестве его занятия. Опросы студентов страдают формализмом и обычно содержат положительные оценки.
Как у нас обучают преподавателей или повышают их квалификацию на выезде? На это, кстати, уходят большие государственные средства, но никто не говорит об эффективности таких трат. Приехавшим из разных городов на повышение квалификации преподавателям в базовых вузах читают лекции. Но если певцу, музыканту, художнику, поэту читать лекции, разве они станут лучше петь, играть, рисовать, писать стихи? Не лекции нужно им читать, а тренировать, давать возможность демонстрировать свое мастерство, видеть мастерство других.
Кстати, именно так на стажировке нас обучали немецкие преподаватели. Готовили не к роли лектора, докладчика (если 10 минут подряд преподаватель “вещал” с трибуны, а слушатели только слушали, это считалось плохим примером), а к роли тренера-консультанта, дающего возможность раскрыть потенциал обучаемого, наращивать свое педагогическое мастерство, а не приобретать в данном случае все новые и новые знания. Скрупулезно отрабатывали каждый элемент учебного занятия.
Будущим преподавателям лекций начитано более чем достаточно. Они знают многое, имеют ученые степени. Но не имеют производственного опыта, не умеют говорить, воодушевлять и заражать аудиторию энтузиазмом, держать ее в руках, быть примером того, к чему призывают обучаемых.
Мы почему-то не видим золотой середины. В оценке работы вузовских преподавателей усилили, например, роль научных исследований, но ослабили роль педагогической подготовки, меньше внимания стали уделять качеству занятий.
Пока нет системного отбора и подготовки педагогического корпуса на государственном уровне, нужны усилия самих вузов, их факультетов и кафедр. В своем университете, например, мы усилили требования к заведующим кафедрами и деканам, все больше спрашиваем с них за подготовку преподавательской смены, проводим семинары-тренинги с преподавателями и отобранным резервом на выдвижение, учебу аспирантов существенно дополнили технологиями обучения. На свои семинары приглашаю и тех, кто еще только думает об аспирантуре — отличившихся студентов старших курсов.
В нашем институте студенческих лидеров к факультетам делового администрирования, менеджмента в науке, менеджмента в бизнесе, менеджмента в культуре, журналистике, спорте в ближайшее время добавим факультет педагогического мастерства. Все свои учебные занятия делаю открытыми, приглашаю на них молодых преподавателей и аспирантов, причем не только для того, чтобы присматриваться к моим подходам, но и на моих глазах проводить занятия самостоятельно. Каждый аспирант и молодой преподаватель университета может взять в библиотеке книгу “Преподаватель вуза”. Мы написали ее для тех, кто готовит себе смену, кто обучает будущих или практикующих преподавателей вузов, а прежде всего для самих молодых преподавателей и продвинутых студентов, думающих о вступлении на педагогическую стезю. (Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА-М, 2010).
Акценты в этом пособии делаются на самых важных и больных проблемах: как развивать качества, необходимые преподавателю современного вуза; как подготовить и провести учебное занятие; как заниматься научной работой; как готовить студента к реальной жизни и профессиональной деятельности, как взращивать его инновационный потенциал; как принимать участие в управлении кафедрой; как организовать самого себя. Конечно, мы не ставили своей задачей указать единственно верный путь, по которому должен следовать каждый педагог высшей школы, но постарались дать ориентиры такой деятельности, раскрыть специфику труда преподавателя как ученого, исследователя, педагога и воспитателя. Теперь важно, чтобы это пособие дошло до российских вузов, оказалось в вузовских библиотеках.
Не стоит опускать руки! Повторюсь: пока проблемы преподавательского корпуса высшей школы не решаются на государственном и общественном уровнях, их нужно и можно решать на уровне вуза, факультета, кафедры, а главное — на уровне самого преподавателя и даже студента.
Давайте дадим преподавателю ориентиры самоподготовки, укрепим потенциал, благодаря которому профессиональный педагог сможет сам себя поднимать на педагогический Олимп. А дальше все зависит от самого человека. Автор этой статьи, например, всю жизнь только так, конкретными делами, продвигал себя сам. В молодые годы — в спорте, журналистике, лектором-международником общества “Знание”, в зрелые годы — как преподаватель, как ученый, как менеджер вузовской среды.
Давайте помогать себе и выручать себя сами!

Семен ­РЕЗНИК

Нет комментариев