А может быть, корова?

На популяциях заокеанских птиц благотворно сказываются вспышки коровьего бешенства, периодически случающиеся в Европе. С подробностями — The Scientist.
В мартовском номере журнала Трудов Академии наук (Proceedings of the National Academy of Sciences) США представлены результаты многолетних наблюдений канадских ученых из Университета Трент (Trent University) в Онтарио, которые установили, что спустя несколько лет после европейских вспышек болезни коров и телят в США и Канаде возрастает численность популяций пастбищных птиц. По словам эколога Питера Виккери (Peter Veckery) из Университета Массачусетса (University of Massachusetts) в Амхерсте, которые приводит сетевое издание The Scientist, “это интригующее исследование” и отправная точка для того, чтобы экологи и другие заинтересованные лица увидели общую картину и неочевидные на первый взгляд связи между событиями в разных частях света.
На возможность существования таких маловероятных связей между коровьим бешенством и птицами впервые обратил внимание в 2004 году специалист по охране природы из Университета Трент Джозеф Носера (Joseph Nocera), будучи аспирантом, изучающим пастбищных птиц на ферме в Новой Шотландии. “В тот год пастбищные птицы на ферме размножались особенно бурно”, — вспоминает Носера, ведущий автор публикации, о которой идет речь сегодня. Сенокос в 2004 году наступил позже обычного, потому что большую часть скота, разводимого на ферме, продали в Великобританию, где ощущалась острая нехватка мяса, связанная с сокращением поголовья из-за коровьего бешенства, а малочисленному канадскому фермерскому стаду хватило бы и меньшего количества сена.
Поскольку североамериканские пастбищные птицы гнездятся на земле, они особенно уязвимы при сенокосе. Сенокос, как правило, совпадает с периодом гнездования этих птиц. Проанализировав данные о численности популяций птиц, количестве заготовленного сена, экспорте коров и телят, а также о вспышках коровьего бешенства в Европе, которые удалось отследить вплоть до 1960-х годов, Носера установил трехлетний шаг между вспышками коровьего бешенства в Европе и всплеском численности североамериканских пастбищных птиц. Дело в том, что вспышки заболевания приводят к увеличению экспорта коров из США и Канады в последующие годы, что, в свою очередь, уменьшает поголовье скота в Северной Америке, и, как следствие, снижается потребность в сене, которым кормят животных. Выигрывают от этого птицы, чьи гнезда на пастбище находятся в большей безопасности. В такие годы “больше травы остается нетронутой, или же сенокос наступает позже и больше птиц получает возможность вывести потомство”, поясняет Носера. Однако тот же Питер Виккери, который приветствует появление подобных работ, к объяснению автора относится скептически. Он считает, что реальность не столь проста, как описывается, и отмечает, что в статье не учтены такие факторы, влияющие на заготовку сена, как осадки, температура и использованные удобрения.