Плоды воображения

Компьютерное моделирование определило условия, при которых могла возникнуть планета с двумя солнцами. С подробностями — University of Bristol News Release.
Планета Татуин, созданная воображением авторов фантастической киноэпопеи “Звездные войны”, могла сформироваться, но очень далеко от того места, где разворачиваются события. Исследователи из Бристольского университета (University of Bristol) продемонстрировали это на примере открытой космическим телескопом “Кеплер” планеты Kepler-34 (AB)b, которая обращается вокруг двойной звезды. Планета, формируемая в бинарной звездной системе, должна оказаться в редких по экстремальности условиях. Мощные гравитационные пертурбации, производимые двумя родительскими звездами, теоретически должны разнести твердый породный материал, из которого собирается планета, на мелкие осколки. Но если планета все-таки сформировалась, этому должно быть объяснение. В последнем номере Astrophysical Journal Letters Зое Лейнхардт (Zoe Leinhardt) с коллегами по физическому факультету Бристольского университета опубликовала результаты компьютерной симуляции ранних стадий планетообразования вокруг двойных звезд. Для этого британские ученые использовали сложную модель, которая рассчитывает эффект гравитации и физических столкновений, производимый на миллионы “строительных блоков”, а также между ними.
Авторы исследования обнаружили, что большая часть планет у бинарных систем должна формироваться далеко от звездного центра, а к светилам, вокруг которых такие планеты обращаются, они мигрируют после того, как сформировались. По словам доктора Лейнхардт, “диск двойной звездной системы в компьютерной симуляции представляет собой неблагоприятную среду даже для крупных, гравитационно сильных объектов. С учетом данных о столкновениях, а также скорости роста планет, мы пришли к выводу, что планета Kepler-34 (AB)b вряд ли могла сформироваться там, где мы ее видим сейчас”. То же самое, по мнению ученых, можно сказать о других планетах в бинарных звездных системах — все они мигрировали из места своего формирования к нынешней орбите, преодолев значительное расстояние. Исключением, по сегодняшним данным, может быть планета Kepler-47 (AB)c, которая гораздо дальше от двойной звездной системы, чем другие подобные планеты.
Руководитель исследования Стефан Лайнс (Stefan Lines) считает, что изучение эволюции таких планет, в частности, того, где они могли образоваться, поможет в поисках планет, подобных Земле, среди экзопланет в бинарных системах. “Планеты у двойных звезд всегда захватывали воображение фантастов, наше исследование показало, насколько они примечательны”, — цитирует ученого документ, распространенный университетом в связи с публикацией.