В ногу с экономикой. Рабочие кадры в России будут готовить по-немецки.

Российские регионы поборолись за звание первопроходцев в становлении новой дуальной системы подготовки кадров для предприятий.
Отбирало регионы Агентство стратегических инициатив (АСИ). Именно оно провело конкурс на участие в проекте “Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования”. Переход на такую систему поддержал Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив еще 14 ноября 2013 года. Для этого вида профессионального образования характерно, что практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая — на базе образовательной организации. По сути, большую часть затрат на обучение новых кадров берет на себя бизнес, остальное финансирует регион.
Подобная система, казалось бы, не нова для России — достаточно вспомнить популярные в советское время заводы-втузы. Но, как объяснила директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки РФ Наталия Золотарева, сейчас в стране другая, неплановая экономика, и новизна дуальной системы в том, что предприятия, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, готовы разделять ответственность за их подготовку.
В конце января 2014 года в РИА Новости состоялось вручение наград регионам-победителям. В десятку лучших вошли: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан. Теперь к их услугам — консультационная помощь Всемирного банка, административная и методическая поддержка АСИ, Минобрнауки, Минпромторга и Минтруда РФ. Более того, у региональных профессиональных образовательных организаций будет возможность получить статус федеральной инновационной площадки и отработать механизмы реализации практико-ориентированного обучения в комплексных региональных программах развития профессионального образования.
— Мы предлагаем регионам-победителям целый комплекс мер, несколько необычных для России, — прокомментировал директор направления “Молодые профессионалы” АСИ Дмитрий Песков. — В первую очередь, это консультационная, административная поддержка, распространение международных практик. Честно сказать, когда начинался конкурс, мы думали, что желающих в нем участвовать будет немного, что в России привыкли бороться за деньги, а бороться за знания у нас не очень принято. Но заявок оказалось так много, что мы были приятно удивлены.
И все-таки денежный вопрос в мотивации участников занимал совсем не последнее место. В ходе выполнения проекта бизнес выделит миллиарды евро на приобретение современного оборудования и подготовку специалистов, умеющих на нем работать. От этого выиграет и регион.
Доказательством тому служит опыт родоначальницы дуального обучения — Германии. Эта страна сохранила сильный индустриальный сектор, здесь самый низкий уровень безработицы среди молодежи в Европе. Председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс заметил, что дуальная система имеет очень большое политическое и макроэкономическое значение. Ответственность за подготовку кадров берут на себя как государство, так и бизнес. Такое взаимодействие обеспечивает адаптивность и современность профессии, потому что, если человек обучается не только в учебном заведении, но и непосредственно на производстве, его подготовка отвечает современным требованиям экономики.
Представители регионов рассчитывают, что дуальная система оправдает себя и в России. У некоторых из них уже есть позитивный опыт привлечения инвестиций со стороны бизнеса в образовательный процесс. Так, например, в Свердловской области Первоуральский новотрубный завод выстроил, затратив из своих собственных средств порядка 1 млрд рублей, учебный полигон. И желающих учиться по узкопрофильным направлениям сразу стало больше (сейчас конкурс — пять человек на место). Инициативу вложения средств в образование подхватили и другие крупные предприятия, рассказал министр образования Свердловской области Юрий Биктуганов.
Признанный лидер в дуальном образовании — Калужская область. По словам замминистра образования региона Владимира Доможира, 10 лет назад никто бы не смог предсказать, что так будет.
— Экономика не может развиваться без квалифицированных кадров, а система дуального образования позволяет готовить их “под ключ”, — рассказал он. — Успех функционирования дуальной системы зависит в первую очередь от инициативы работодателя. Сейчас у нас по семи специальностям идет подготовка с элементами дуального образования. Это мехатроника, автоэлектрика, автомеханика, автомехатроника, механика покраски, логистика и металлоконструкция. Вот, к примеру, активно пользуется такой системой обучения наш инвестор — компания “Фольксваген”. Они тратятся на то, чтобы преподаватели образовательных учреждений, откуда к ним приходят работники, повышали квалификацию за счет средств компании. Нам сначала это было не совсем понятно, ведь часть выпускников могут, по идее, пойти работать и в другое место. На это господин Хармс нам ответил: “Мы поднимаем уровень обучения в целом”. И действительно, мы сейчас видим, что у нас профессорско-преподавательский состав стал более квалифицированным и обучающиеся благодаря этому получают больше знаний. Безусловно, реализация такого проекта крайне необходима и актуальна. Было бы большим плюсом, если бы потом мы вышли на модели, позволяющие бизнесу активно включаться в процесс практико-ориентированного обучения.
Сейчас, к сожалению, использование дуальной системы подготовки в России не носит массового характера. Но в будущем, по прогнозам специалистов, ситуация должна измениться. Опыт регионов подтверждает, что это возможно.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев