Свет далекой сигары

В соседней галактике взорвалась сверхновая, отсвет этого события еще можно наблюдать. С подробностями — Nature News.
Свет от новой сверхновой был зарегистрирован вечером 21 января астрономом Университетского колледжа Лондона (University College London) Стивом Фоссеем (Steve Fossey) во время обычного занятия со студентами на 35-сантиметровом телескопе, сообщает Nature News. Звезда взорвалась в галактике М82 (другое название этой галактики удлиненного вида — Сигара), что в 3,5 мегапарсека, или 11,4 миллиона световых лет, от нас.
Показывая ее на экране компьютера, ученый обратил внимание на необычную звезду на краю галактического диска.Он не помнил такого объекта в изображениях этой галактики, не оказалось его и среди имеющихся в Интернете. Пока небо не затянулось облаками полностью, студенты Фоссея успели проверить исправность телескопа, а также убедились в том, что наблюдаемое пятно не является астероидом. Присутствие объекта в галактическом диске и его локализация подтвердились наблюдением в другой, тут же запущенный в работу телескоп. После этого британские астрономы отправили по электронной почте информационное письмо в Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology) в Пасадине. Здесь аспирантастроном Йи Цао (Yi Cao) оперативно организовал наблюдения в оснащенный спектрографом 3,5-метровый телескоп в Нью-Мексико, которые подтвердили, что объект, как и предположили ранее лондонские астрономы, относится к сверхновым типа Iа. Цао отправил сообщение в Центральное бюро астрономических телеграмм (Central Bureau for Astronomical Telegrams).
Как отмечают ученые, новый объект достаточно близок и достаточно ярок для того, чтобы его можно было наблюдать в обычный бинокль еще в течение первой декады февраля. Последний раз нечто подобное имело место в 1987 году, когда взрыв звезды-гиганта произошел на расстоянии 168 тысяч световых лет от Земли.
Однако тогда сверхновая была типа II, то есть образовалась в результате сжатия центрального ядра, обогащенного в результате термоядерного синтеза тяжелыми элементами. Предшественником сверхновых типа Ia являются белые карлики, на которых перетекает вещество от напарника по двойной звездной системе.
В белых карликах термоядерные реакции уже не идут, и они светятся исключительно за счет остывания. Открытие сверхновой типа Ia в галактике М82, по мнению экспертов,довольно неожиданно, потому что это молодая галактика, где еще происходит активное формирование звезд. Тем интереснее изучение нового объекта. Сверхновые типа Ia используются как космические мерные вехи, в том числе и для уточнения представлений о форме Вселенной.