Иль мимо пролетит? Специальные методики расчета позволяют заранее оценить вероятность падения на Землю небесных тел

Земля постоянно подвергается атаке космических объектов. Пока все обходилось. Но в любой момент какой-нибудь метеорит или астероид может оказаться роковым.Есть ли возможность избежать катастрофы и как ученые решают вопросы планетарной безопасности? Об этом нашему корреспонденту рассказал заведующий лабораторией малых тел Солнечной системы Института прикладной астрономии (ИПА) РАН профессор Юрий МЕДВЕДЕВ.

— Астрономы, геофизики, социологи все больше внимания уделяют проблеме астероиднокометной опасности, — замечает Юрий Дмитриевич. — Эта проблема давно перестала быть уделом только писателей-фантастов и создателей фильмов-катастроф. Благодаря современным оптическим и радарным средствам мониторинга околоземного пространства сегодня удается обнаруживать космические тела небольших размеров — от десятков метров до километров. Они пролетают мимо Земли на опасных расстояниях, сравнимых с радиусом орбиты Луны. Сообщения о таких объектах все чаще появляются в средствах массовой информации. Кроме известий о неприятных гостях с неба, обычными, можно сказать, стали и прогнозы их вероятных столкновений с Землей в обозримом будущем. Правда, спустя некоторое время выясняется, что “встреча” не состоится: космический объект пролетит в стороне от нашей планеты на более или менее близком расстоянии. Между тем это не означает, что подобные прогнозы не имеют под собой почвы или бесполезны. Начальные данные возможных орбит пролетающего тела включают некоторый, как правило маленький, процент допустимых условий, приводящих к столкновению с Землей.
Обнародовать такие прогнозы полезно и для привлечения внимания наблюдателей, чтобы по полученным ими данным определить более точную орбиту и исключить (или подтвердить) возможность опасного сближения в будущем. Для правильного восприятия прогнозов столкновения Земли с космическими объектами в обозримом будущем и связанных с ними угроз нужно понимать, что сближение нашей планеты с достаточно крупным телом (пятьдесят и более метров в поперечнике) — достаточно редкое событие: подобное происходит раз в несколько сотен или тысяч лет. Такие объекты не сгорают полностью в атмосфере и почти гарантированно достигают поверхности Земли, вызывая разрушения с возможными жертвами. Еще более редкие, но несравнимо более опасные по последствиям столкновения Земли с космическими телами размером в сотни и тысячи метров. Такие события неоднократно происходили в прошлом и, вне всякого сомнения, ожидают Землю в будущем, если наша цивилизация не позаботится об их предотвращении.Из-за отсутствия в памяти человечества трагического опыта,связанного с космическими катастрофами подобных масштабов, большая часть населения относится к угрозе извне с неоправданным легкомыслием — мы психологически не готовы к восприятию подобных ситуаций как реальной опасности. И напрасно: они могут привести к огромным жертвам и разрушениям.
— Что же нужно делать?
— Помимо решения научных проблем одна из важных задач ученых — донести до сознания людей, что наша Земля — уязвимая мишень в космическом мире, постоянно подвергающаяся угрозе столкновения с другими небесными телами.“Весомый аргумент”, подтверждающий эти доводы, астрономы получили не так давно из космоса. Он явился в виде метеороида, который 15 февраля 2013 года с грохотом пролетел по небу над Челябинском и упал в его окрестностях. По космическим масштабам “камешек” не слишком велик: порядка 17 метров в поперечнике и массой в 10 тысяч тонн. Но даже такое тело из-за огромной скорости — 18 километров в секунду — несло с собой огромное количество энергии. Плотная земная атмосфера стала непреодолимой для метеороида, это привело к взрыву мощностью порядка 15 “хиросим”. Огромное счастье Челябинска и его жителей в том, что взрыв произошел достаточно высоко в небе, на высоте около 25 километров. Будь он немного ниже, одними разбитыми стеклами из-за взрывной волны дело бы не обошлось: о возможных последствиях даже подумать страшно.Небесные тела, подобные челябинскому метеороиду, сталкиваются с Землей с вероятностью один-два раза в столетие.Но это не означает, что после этого события мы можем теперь целый век спокойно жить, не думая о своей безопасности.Нет абсолютной гарантии, что Земля не подвергнется новой космической бомбардировке в ближайшее время. Уже сегодня нужно решать, как быть, если такая угроза станет реальной.
— Какими могут быть потенциальные последствия катастрофы?
— Столкновение Земли с космическим телом полуторакилометрового или большего размера грозит обернуться, по мнению авторитетных исследователей, не только катастрофическими разрушениями того, что находится на поверхности Земли, гибелью миллионов людей, но и необратимыми изменениями климата, сходными с теми, что получили название “ядерная зима”. Опасения ученых не напрасны, в особенности после того, как было обнаружено, что космические катастрофы тесно коррелируют в истории Земли с периодами вымирания одних видов живых существ и прихода им на смену других.
— Что-то делается в мире, в России для решения проблемы?
— Стратегия противодействия астероидно-кометной опасности зависит от многих вопросов технического, социального, политического характера. Приступать к их решению надо безотлагательно, так как завтра уже может оказаться поздно.Международный астрономический союз уже не раз призывал всесторонне изу чать проблемы астероидной опасности. В ряде государств (США,Великобритания, Австралия, Японии) разработаны национальные и международные программы, они имеют государственную поддержку, работает ряд программ мониторинга околоземного пространства с целью обнаружения опасных объектов. Задача “открыть и определить орбиты не менее 90% всех астероидов размером 1 км и более, способных сблизиться с Землей” практически выполнена еще в 2008 году. В настоящее время ежегодно открывают лишь по нескольку подобных объектов. Уже обнаружено около 900 астероидов, которые могут подойти к Земле на опасное расстояние. Из них свыше 150 имеют размеры более километра. Но, по расчетам, ни один из них в обозримом будущем не столкнется с нашей планетой. Сейчас задача корректируется, и целью поисковых программ становятся объекты от 100 метров до километра. Столкновение подобного тела с Землей глобальной катастрофы не принесет, но может привести к серьезным разрушениям на определенных территориях. При возрастающей урбанизации и плотности населения этот вопрос становится актуальным. Наша страна имеет достаточно научно-технических и финансовых возможностей для разработки национальной программы предупреждения астероидной опасности, развития современных оптических и радарных средств мониторинга космического пространства, строительства новых обсерваторий. Совместно с МЧС можно создать работающую в автоматическом режиме систему обнаружения и оповещения населения о возможной угрозе с неба. Россия потенциально способна в случае реальной опасности рассчитать район падения метеорита или более крупного тела и в случае необходимости вовремя организовать эвакуацию населения.
Кстати, случаи оперативных действий при астероидной угрозе в истории человечества уже были. В октябре 2008 года за сутки до столкновения с Землей обнаружили четырехметровое тело — метеороид 2008 TC3. Пристально наблюдать за ним начали обсерватории в нескольких странах, в том числе и Пулковская. Были рассчитаны район и время вхождения метеороида в атмосферу. Оперативно организованная экспедиция в Судан смогла зафиксировать следы его прохождения через атмосферу Земли. Тело не достигло ее поверхности, полностью сгорев в атмосфере. Но найденные мелкие обломки подтвердили правильность расчетов. Обнаружение метеороида 2008 TC3 до его входа в атмосферу Земли можно назвать случайным, так как объекты такого размера можно открыть заранее только с помощью больших телескопов и в случае, если они находятся на ночной стороне Земли. Задача специалистов во всем мире состоит в том, чтобы в ближайшем будущем такие открытия не были случайными. Благодаря работающим программам мониторинга околоземного пространства они должны стать обязательными.
— Предлагают ли ученые, специалисты какие-то конкретные шаги по предотвращению угроз с неба?
— Чтобы вероятность обнаружения опасных объектов стала высокой, необходимо покрыть Землю сетью обсерваторий,оснащенных мощными телескопами. Но и этого недостаточно. Для обнаружения тел, подобных челябинскому метеороиду, который шел со стороны Солнца, нужны орбитальные телескопы — им “не мешает” рассеянный свет атмосферы. Предотвратить столкновение астероида с Землей человечество пока не в состоянии.Например, полет челябинского метеороида в атмосфере Земли продолжался чуть больше 30 секунд. Ни одна ракета не способна за такое короткое время стартовать и уничтожить небесного гостя. Тем не менее есть множество теоретических работ, посвященных способам предотвращения столкновения Земли с обнаруженным заранее астероидом. Бытует мнение, что проблема астероидно-кометной опасности искусственно раздувается отдельными учеными и ведомствами из конъюнктурных соображений. Эти представления оказывают негативное влияние на отношение законодательной и исполнительной власти к данной проблеме. Нужно менять ситуацию, в том числе с помощью публикаций объективной информации в научной и популярной литературе, СМИ. Только при таких условиях можно надеяться на усиление государственной поддержки исследований и разработок в данной области. Международный астрономический союз в свое время утвердил специальный порядок публикации сообщений о предстоящих сближениях астероидов с Землей. Разработаны и приняты к использованию специальные шкалы для оценки угрозы, которую представляет то или иное космическое тело (Туринская и Палермская шкалы).
Сегодня оперативный анализ поступающих наземных и космических наблюдений за малыми телами сосредоточен в трех местах: в Центре малых планет и комет (Кембридж, США), Лаборатории реактивного движения (НАСА, США), Центральном офисе фонда “Космическая стража” (Италия). В нашей стране, несмотря на огромную территорию, специализированного центра нет. Но в последние годы в нашем институте, в Институте астрономии Российской академии наук и в других академических учреждениях идет работа по организации такого центра. В частности, в ИПА разработаны новые методы определения орбит вновь открываемых не-
бесных тел, методики расчетавероятности падения небесных тел, сближающихся с Землей, программа определения движения небесного тела в атмосфере планеты.
Если же говорить о масштабности, то проблема астероидно-кометной опасности, интернациональная по своей сути, не может решаться одной страной или даже группой стран.В ней должны быть заинтересованы все государства, все в той или иной степени могут участвовать в силу грандиозности научных и технических задач, политической подоплеки принимаемых решений по отражению космической угрозы.
Лишь совместными усилиями мы сможем обезопасить человечество от “гнева небес”.

Беседу вел Василий ЯНЧИЛИН