Полезные игры. Вузы открыли своей счет побед в Сочи

“В значительной степени от того, какую атмосферу вы создадите, будет зависеть настроение и гостей Олимпиады, и участников соревнований”, — сказал Президент РФ Владимир Путин на встрече в Сочи, обращаясь к представителям волонтерского движения, которые будут оказывать сервисные услуги на предстоящих олимпийских и паралимпийских играх. Волонтерский отряд из 25 тысяч человек — это около трети обслуживающего персонала, подготовленного для проведения соревнований, и немалую его часть составляют студенты российских вузов. В 2011 году в России впервые начали действовать Центры подготовки волонтеров, открытые на базе 26 образовательных учреждений 14 регионов РФ (организаторы центров отбирались по конкурсу), а уже в 2012-м по числу участников движения добровольцев наша страна, согласно данным исследования World Giving Index (Всемирный индекс благотворительности), вошла в первую десятку стран.
Решение готовить волонтеров для Олимпиады в университетах стало новаторским для мировой практики. Центры были открыты в 25 вузах, а также в Новороссийском колледже строительства и экономики.
На заключительном заседании 10-й Координационной комиссии Международного олимпийского комитета их работа была оценена высоко. “Транспорт”, “Медицина”, “Допингконтроль”, “Обслуживание делегаций и команд, протокол, лингвистические услуги”, “Технологии”, “Церемонии”, “Коммуникации и работа со СМИ”, “Административная деятельность и аккредитация”, “Сервис”, “Обслуживание мероприятий и работа со зрителями”, “Паралимпийская специфика” — вот основные направления, по которым проходили подготовку добровольцы. Символический итог олимпиадной миссии университетов в период подготовки к Играмбыл подведен в канун Нового года на площадке РИА Новости, где собрались представители советов ректоров регионов, в вузах которых работали центры. Главный результат: в стране создана инфраструктура развития волонтерского движения.
Однако этим вклад университетского сообщества страны в олимпиадный проект не ограничивается. Ректор Сочинского государственного университета (СГУ) Галина Романова напомнила коллегам, что несколько
вузов помимо участия в формировании волонтерского корпуса взяли на себя ответственность и за обучение персонала для подготовки и проведения Олимпиады в Сочи. Эту задачу решали Кубанский государственный технологический университет, Кубанский государственный университет (КубГУ), Российский государственный торгово-экономический университет, Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики и СГУ. Ответственность за организационно-техническое сопровождение Минобрнауки возложило на последний, за программно-методическое, учебно-методическое и информационное сопровождение отвечал КубГУ.
Оба университета справились в срок, установленный специально разработанным сетевым планом обучения персонала Игр. Менее чем за два года по коротким программам в вузах сети прошли переподготовку порядка 20 тысяч человек. Как отметила ректор СГУ, “проект дал новый толчок развитию индустрии гостеприимства и системы сервиса в стране. Впервые в истории российского туризма осуществлен столь масштабный подход к обучению персонала”. Олимпиада уже сыграла важную роль в возрождении стройотрядного движения и стала для его участников, по оценке руководителя Центрального штаба российских студенческих отрядов Михаила Киселева, “своим БАМом илицелиной”. По его данным, на этой площадке в течение шести лет работали в общей сложности более 7 тысяч молодых людей из 48 регионов России. Именно в ходе подготовки к Играм был принят правовой статус студенческих отрядов, закрепленный в Законе об образовании, появилась налоговая льгота для работодателей,привлекающих студентов, поддержаны многие инициативы по их участию в крупных строительных и других проектах. “Без вклада студентов в подготовку объектов инфраструкту-ры Олимпиады не было бы”, — считает генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина.
Участие в олимпиадном проекте, с одной стороны, способствовало интеграции и развитию университетов, с другой — личностному и профессиональному росту молодых людей. Ректоры отмечали повышение интереса к изучению иностранных языков, а также то, что некоторые компетенции, включая коммуникативные, лидерские и организационные, многие студенты смогли получить только на этой работе. По наблюдению ректора Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова Владимира Нечаева, благодаря такому опыту они более успешны уже на первых курсах обучения по сравнению с однокашниками. Кроме того, спортивное волонтерство дало толчок развитию движения на других направлениях, включая социальное. По большому счету, считает ректор, добровольческая деятельность становится стилем, образом существования молодого поколения, меняет его отношение к жизни и стимулирует формирование гражданского общества в нашей стране.
Похоже, что главное спортивное событие года во многом прояснило дискутируемый вопрос о том, нужна ли в деле воспитания вузовской молодежи идеологическая составляющая и о какой идеологии должна идти речь. Как заметила председатель Совета ректоров вузов Юга России, ректор Южного федерального университета Марина Боровская, “Олимпиада и особенно ее подготовка позволили обратить внимание на гражданскую роль университетов, на подготовку студентов как личностей с осознанием своего общественного долга, способных соединить свою позицию с устремлениями страны”.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
http://sochi-24.ru

Нет комментариев