Успех мобилизации

Журнал Science по традиции публикует 10 научных прорывов года. С подробностями — ScienceNOW.
На первом месте иммунотерапия раковых заболеваний. 2013 год признан поворотным в онкологии, многолетние усилия по мобилизации иммунной системы на борьбу с опухолями вознаграждены, хотя вокруг будущего этого подхода много вопросов. В общем виде иммунотерапия рака описывается следующим образом: иммунная система пациента стимулируется либо противораковой вакциной, либо специально созданными антителами, и это ориентирует Т-лимфоциты на разрушение раковых клеток. Клинические испытания, итоги которых подведены в этом году, установили, в частности, что в результате иммунотерапии женщина, у которой 13 лет назад была обнаружена большая опухоль в легких — рецидив меланомы, до сих пор жива, а у мужчины с метастатическим раком почек развитие заболевания пошло на убыль даже после прекращения терапии. Пионером иммунотерапии рака считается иммунолог Джеймс Эллисон (James Allison) из Техасского университета (University of Texas) в Хьюстоне. В 1996 году он опубликовал в Science работу, где было описано разрушение опухолей у мышей в результате атаки Т-лимфоцитов. Фокус был в том, что Эллисон связал с помощью антител определенные рецепторы (CTLA-4) на поверхности этих Т-клеток, которые до того сдерживали их активность, высвободив таким образом иммунный потенциал для борьбы со злокачественным образованием. При очевидной перспективности иммунотерапия эффективна не для всех видов рака.
Остальные девять прорывов года следуют в порядке перечисления. Это генетическая микрохирургия — способ редактирования генов с помощью фермента Cas9, который узнает необходимую последовательность на ДНК “по наводке” комплементарной ей РНК, играющей роль гида. В этом году были опубликованы работы по манипуляции таким образом генами мышей, крыс, бактерий, дрожжей, рыбок данио, круглых червей нематод, плодовых мушек, растений и клеток человека in vitro. Эти опыты необходимы для понимания функций генов. Разработан новый метод визуализации тканей головного мозга, который делает их прозрачными, он называется CLARITY и позволяет разглядеть отдельные нейроны. В 2013 году путем клонирования впервые были получены человеческие эмбриональные стволовые клетки. Прежние попытки увенчались убедительным успехом благодаря нововведению — добавлению в экспериментальную среду кофеина непосредственно перед внесением ядра в яйцеклетку. Кофеин сдерживает развитие яйцеклетки до тех пор, пока она не получит новое ядро. В этом же году научились выращивать из плюрипотентных стволовых клеток мини-органы, обнаружили источник космических лучей в дебрисном облаке вокруг сверхновых, попробовали делать новые эффективные фотоэлементы на основе более дешевого, чем кремний, перовскита. Получено экспериментальное доказательство восстановления памяти во сне (у мышей), показана значимость микробиома для здоровья. И наконец, ученые установили структуру антитела, с помощью которого организм борется с респираторным синцитиальным вирусом человека (RSV), вызывающим инфекцию дыхательных путей. Это поможет создать соответствующую вакцину.