С южных гор до северных морей. Юбилей географического факультета МГУ отметили с размахом.

…Разны пути питомцев геофака,
С южных широт до северных морей.
Но за скитаньями, за расстояньями
Мы никогда не забываем друзей!..
“Гимн географов”, слова В.П.Максаковского

…К сожалению, трогательный “Гимн географов” автору этой статьи не петь: не сложилась у меня история с географией еще со школьной поры. Учитель наш был крайне харизматичен, молод, весел и увлечен всем на свете, кроме, кажется, своего профильного предмета. Тогда, лет 15 назад, куда детальнее он преподавал нам основы безо­пасности жизнедеятельности (безусловно, полезные) и увлеченно рассуждал на уроках о политических перипетиях 1990-х. География же сводилась к муторной раскраске контурных карт да байкам про пингвина, привезенного полярником из экспедиции, обу­того в кеды для того, чтобы когтистые лапы птички не портили московский паркет. Вероятно, все дело в том, что наш замечательный преподаватель не был выпускником географического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Ведь известно, что стены этого факультета совершенно нереально покинуть, не “зара­зившись” страстью к географии…
В уходящем году географический факультет МГУ отмечал свое 75-летие. К сожалению, естественные науки у нынешней молодежи не в почете, романтика экспедиций и желание познать окружающий мир привлекают далеко не всех. Однако, может быть, одна из причин того, что на геофак МГУ до сих пор не иссякает поток абитуриентов, готовых ежегодно бороться за всего 150 бюджетных мест, в том, что развитию и поддержке именно школьного образования здесь уделяют самое пристальное внимание. По словам декана факультета академика Николая Касимова, современное школьное географическое образование сталкивается с целым рядом проблем. К примеру, географию в рамках программы школьного образования относят к блоку общественных дисциплин, в то время как данный предмет по своей сущности является наукой о Земле. В результате дети сегодня лишены возможности полноценного восприятия естественно-научной части этого предмета. Кроме того, по словам Николая Касимова, в школе игнорируется целый ряд методов преподавания географии. К примеру, отсутствует такая важная часть учебного процесса, как практикум, который, в первую очередь, должен быть неотъемлемой составляющей школьного географического образования.
 — Другая проблема преподавания географии в школе связана с низким уровнем качества большинства издающихся сегодня учебников, — рассказывает декан факультета. — Они крайне скучны, представляют собой своего рода справочники, направленные на получение так называемого инвентаризационного знания. Также необходимо отметить, что многие современные учебники содержат немало устаревших знаний и даже неточностей. Третья проблема заключается в недооценке значимости предмета “география” как такового: преподавание нередко ведется по остаточному принципу…
Чтобы как-то преодолеть эти трудности, географический факультет МГУ сотрудничает с рядом школ. Весомый вклад в пополнение факультета абитуриентами вносит Школа юного географа. Здесь преподаватели университета обучают детей основам общей физической и экономической географии, проводят полевые учебные практики и экскурсии. Пока что геофак шефствует над пятью московскими средними школами, но его декан надеется, что со временем это взаимодействие будет расширено:
— Сильнейшие в плане географического образования школы выявляются в результате проведения ежегодной Всероссийской олимпиады школьников по географии. В ней участвуют ребята практически со всей страны — приблизительно из 50-60 субъектов РФ. Причем победителями олимпиады являются преимущественно представители регионов, а не Москвы. Стоит отметить, что, несмотря на все недостатки современного школьного географического образования, в России найдется немало школ, где география преподается на хорошем уровне, а также есть много ребят, увлеченных географией. Именно они — потенциал для дальнейшего развития географической науки в нашей стране.
…Торжественное празднование юбилея факультета проходило в зале Дома культуры МГУ, куда были приглашены более 400 гостей. Среди них — преподаватели, выпускники и студенты геофака, представители министерств и ведомств, вузов России и стран СНГ, институтов РАН и зарубежных научных организаций. В холле ДК МГУ были открыты тематические выставки, посвященные уникальным природным объектам России, новейшим географическим исследованиям и разработкам. Ректор МГУ академик Виктор Садовничий первым поздравил географический факультет с юбилеем. Собравшимся на праздник напомнили, что за эти годы геофак прошел долгий путь, прежде чем стать самостоятельным структурным подразделением МГУ. Все началось с того, что в 1884 году на историко-филологическом факультете была учреждена кафедра географии и этнографии, возглавляемая Д.Н.Анучиным. В 1888 году кафедра стала геолого-географическим отделением физико-математического факультета. В 1926-м было образовано самостоятельное отделение географии. После разделения физико-математического факультета отделение географии вошло в состав биологического факультета, а в 1933-м оно стало кафедрой на новом почвенно-географическом факультете. И лишь в июле 1938 года, на основании решения Всесоюзного комитета по делам высшей школы, здесь был создан самостоятельный географический факультет. Вслед за выступлением ректора об итогах многолетней деятельности и планах на будущее (как оказалось, в 75 лет все только начинается!) рассказал Николай Касимов. Завершилась официальная часть празднования тем самым “Гимном географов” в исполнении хора представителей факультета…
В настоящее время географический факультет МГУ — крупнейший в мире учебно-научный коллектив географов. Здесь обучаются свыше 1200 студентов и 200 аспирантов, работают около 860 сотрудников, в том числе 97 профессоров и докторов наук, 280 кандидатов. Факультет готовит кадры высшей квалификации — бакалавров и магистров — по пяти основным направлениям: “География”, “Гидрометеорология”, “Картография и геоинформатика”, “Экология и природопользование”, “Туризм”. Нынешний конкурс абитуриентов составляет 4-5 человек на место, ежегодно факультет оканчивают до 230 специалистов. Причем 52-57% нынешних первокурсников геофака — отнюдь не москвичи: с каждой новой приемной кампанией увеличивается число иногородних студентов, особенно из центральных и южных регионов России.
На протяжении последних лет порядка 25-27% выпускников географического факультета оканчивают вуз с красным дипломом. Одной из недавних тенденций стало на геофаке увеличение числа дипломов, имеющих прикладной характер. Идет постепенное расширение экологического аспекта в выпускных работах на тех кафедрах и направлениях, где его раньше практически не было: например, у геоморфологов появилось много работ, связанных с деятельностью национальных парков. Охотно пишут дипломы и на стыке природоведческой и социальной проблематики. На факультете работают четыре Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, на которых защищаются в среднем 30% всех российских диссертаций в области эколого-географических наук.
Среди крупных научных проектов последних лет, реализованных в стенах геофака, стоит отметить работы по Программе развития МГУ, а также вспомнить о технологической платформе “Технологии экологического развития”. В прошлом году сотрудниками факультета было издано более 30 монографий, в ведущих научных журналах появилось свыше 600 статей. По гранту Русского географического общества подготовлен атлас “Российская Арктика в XXI веке”. В будущем здесь намерены расширять публикационную активность, сделав упор на участие в международных научных проектах.
Сейчас на географическом факультете МГУ 15 кафедр, практически каждая из которых представляет собой сложившуюся научную школу, семь научно-исследовательских лабораторий. Здесь созданы эколого-геохимический научно-образовательный центр, гидрометеорологический, геодезическо-геоинформационный практикумы, оснащенные современным оборудованием. Полевые учебные практики играют важнейшую роль в подготовке географов и занимают более 25% от общего объема учебного плана. Для их проведения организована и поддерживается деятельность сети учебно-научных баз и станций, охватывающих все разнообразие ландшафтных условий — от хибинских тундр до равнин Центральной России и кавказских высокогорий.
Подготовка специалистов-географов также ведется в Черноморском (Севастополь) и Казахстанском (Астана) филиалах МГУ. На факультете имеются три научно-образовательных центра, еще два НОЦ работают совместно с институтами РАН. В рамках гранта Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах, в 2010 году тут была создана и успешно работает Лаборатория оценки рисков экстремальных природных явлений в береговой зоне под руководством немецкого океанолога, эксперта по цунами, профессора Клауса Петера Колтерманна.
В последние годы одним из стратегических направлений развития геофака является широкое внедрение в научно-образовательный процесс технологий и результатов космической съемки. Этому способствует “Геопортал МГУ” — уникальный геоинформационный комплекс, включающий аппаратную часть (антенну для приема снимков, терминалы для их обработки), программную часть (обеспечение для приема, первичной и тематической обработки космических снимков), а также пополняемые базы данных на основе космических снимков и карт. Примечательно, что доступ к ресурсам и функционалу геопортала имеют не только студенты геофака, но и все учащиеся и сотрудники МГУ. За время активного существования проекта от пользователей поступило и обработано более 170 заявок на получение снимков. В частности, ресурсы геопортала использованы в студенческих работах (более 70); кандидатских диссертациях (более 15); при выполнении исследований, поддержанных грантами РФФИ, Президента РФ, совместной лаборатории Отто Шмидта (более 30) и т.д.
Выпускники географического факультета традиционно успешно работают в институтах РАН и академий наук стран СНГ, научно-исследовательских и проектно-изыскательских учреждениях министерств и ведомств, в вузах и школах, в системе Росгидромета, Росприроднадзора, Роскосмоса, в государственных и коммерческих организациях экологического, ресурсного, туристического и других направлений. Их нередко разбрасывает по миру: кто-то трудится на Камчатке или Урале, кто-то живет за рубежом. Далеко не все они связывают свою судьбу с чистой наукой: кто-то открывает свой бизнес, кто-то выбирает стезю директора колхоза, кто-то — чиновник, а кто-то уходит в спецслужбы или становится топ-менеджером в крупной корпорации. Однако всех выпускников геофака на протяжении уже многих лет объединяет не только высотка МГУ, но и дух незабываемых полевых экспедиций, настоящей школы жизни, где помимо изучения географических дисциплин воспитывают характер, прививают любовь к природе и своей стране — то, чего многим из нас в последнее время очень не хватает.

Анна ШАТАЛОВА
(с использованием материалов пресс-службы геофака МГУ)
Фото Татьяны Киселевой
и Надежды Пупышевой

Нет комментариев