На подходе к переходу. Модернизация педобразования начнется с пилотных проектов.

“У выпускника педагогического вуза должны быть сформированы компетенции принятия обоснованных и эффективных решений в профессиональной деятельности, позволяющие преодолеть существующий значительный разрыв между педагогической теорией и практикой”, — гласит одно из положений “Концепции поддержки развития педагогического образования”, опубликованной на днях на сайте Минобрнауки. А чтобы получить такого специалиста на выходе из вуза, считают авторы, необходимо обеспечить условия для приведения системы профессиональной педагогической подготовки в соответствие с новейшими достижениями педагогической теории и практики и создать основы компетентности педагогов в процессе образования.
Программа модернизации педобразования на 2014-2017 годы, также представленная на министерском сайте, предусматривает последовательную реализацию поставленных целей. “Радикально повысить качество людей, получающих педагогическую подготовку”, изменив содержание и технологии этой подготовки так, чтобы обеспечить реализацию нового профстандарта и новых стандартов школьного образования, а также “повысить эффективность существующих педагогических вузов и колледжей” предполагается в два этапа.
На начальном (2014-2015 годы) в 17-25 вузах будут осуществляться пилотные проекты по трем направлениям, нацеленным на отработку новых моделей и программ, подготовку носителей новой идеологии и технологий. В рамках первого запланированы разработка и апробация основных образовательных программ педагогического бакалавриата (в соответствии с новым профстандартом педагога) на базе школьно-университетского партнерства, а также педагогического прикладного бакалавриата за счет сетевого взаимодействия организаций СПО и ВПО.
Программы широкого бакалавриата, которые будут апробироваться в проектах второго направления, предусматривают целенаправленную подготовку к педагогической деятельности лучших студентов и педподготовку мотивированных студентов с  двумя-тремя курсами непедагогического бакалавриата. “Оставшихся” выпускников перепрофилируют на другую профессиональную деятельность.
Развитию компетенций на основе нового профстандарта в рамках образовательных программ исследовательской магистратуры для учителей-методистов, магистратуры для управленцев и прикладной магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях будут посвящены проекты третьего направления.
Таким образом, в ходе первого этапа реализации программы предполагается задействовать все ключевые элементы новой системы подготовки педагогов. Объективно оценивать ее качество позволит квалификационный экзамен на основе нового профессионального стандарта. Кроме того, предстоит разработать новую систему распределения КЦП для подготовки педагогов, стимулирующую переход на новые модели и программы.
По расчетам авторов, к завершению первого этапа порядка 20 вузов станут центрами распространения новой идеологии и создадут ассоциацию педобразования, и не менее 200 преподавателей освоят новые технологии и подходы. Использование этой системы, а также методическое сопровождение внедрения новаций запланировано на второй этап — в 2016-2017 годах.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев