Практика взаимности. Европейские исследователи прочувствуют российскую специфику.

Почувствовать себя в буквальном смысле “по ту сторону баррикад” смогли исполнители проекта ACCESSRU, промежуточные итоги которого были подведены во время круглого стола, состоявшегося в Представительстве Еврокомиссии в России. По словам одного из координаторов проекта Светланы Клессовой, уникальность данной аналитической работы состоит в том, что если до сих пор Евросоюз сам разрабатывал различные механизмы для вовлечения ученых из стран бывшего СССР в свои научные программы, то ACCESSRU впервые позволит оценить предоставленные сегодня европейским организациям потенциальные возможности участия в российских научно-исследовательских инициативах, смысл и принципы действия которых все еще не вполне ясны европейцам…
ACCESSRU является одним из мероприятий поддержки Седьмой рамочной программы научного и технологического развития Европейского союза (РП7), нацеленным на стимулирование научно-технической кооперации между ЕС и Россией путем оказания содействия европейским исследователям в участии в российских исследовательских и инновационных программах. Он входит в ряд аналогичных проектов, объединенных глобальной инициативой ACCESS4EU, которая была запущена 1 ноября 2009 года в рамках подпрограммы РП7 “Возможности”. Общая цель ACCESS4EU — оказание содействия европейским исследователям по участию в национальных научно-исследовательских программах за пределами ЕС. В настоящее время полным ходом идет реализация 11 подпроектов ACCESS4EU в Австралии, Бразилии, Индии, Канаде, Китае, Мексике, Новой Зеландии, России, США, ЮАР и Южной Корее.  
Основной задачей проекта ACCESSRU, рассчитанного на 30 месяцев,  является оценка перспектив участия европейских организаций в российских программах на основе анализа научного потенциала. Кроме того, планируется выявить общие перспективные научно-технические задачи, потребности и возможности, повысить информированность европейских исследовательских организаций об участии в российских программах. Также будет поддержан политический диалог между РФ и ЕС в сфере научно-технического сотрудничества и подготовлен ряд рекомендаций по вопросам стратегической кооперации в научной сфере с учетом интересов и приоритетов обеих сторон. Координатор проекта ACCESSRU — компания Inno AG, также в консорциум входят Европейский научный фонд, Федеральное агентство по науке и инновациям, Аналитический центр международных научно-технологических и образовательных программ ­(МНИОП), Институт биохимии им. А.Н.Баха РАН, Российская сеть трансфера технологий, Томский политехнический университет и компания ИННОВА (представительство INNOVA Europe).
Как отметил во время работы круглого стола эксперт Европейской комиссии по вопросам международного научно-технического сотрудничества Ричард Бургер, причина, по которой были запущены подобные проекты, кроется в так называемом принципе взаимности:
— В положении о сотрудничестве в области науки и технологий, которое обычно подписывает ЕС с третьими странами, есть пункт, где говорится, что возможности участия в программах одной страны должны быть сопоставимы с возможностями участия в аналогичных программах страны-партнера. Со временем Еврокомиссия задалась вопросом, что же на практике означает этот принцип взаимности, учитывая то, что в современном мире программы научно-технологического развития у двух государств могут не просто не совпадать, а быть несопоставимыми. Однако даже в этом случае остается возможность проследить, как коррелируют друг с другом национальные и рамочные программы ЕС и других стран. Затем возник общий вопрос о том, в какой степени открыты для иностранного участия эти национальные программы третьих стран, а если это участие возможно, то на основе каких принципов оно может осуществляться. Следует признать тот факт, что сотрудничать на равной основе во всех регионах мира довольно сложно: где-то уровень кооперации в сфере науки и технологий растет, где-то остается на прежнем уровне. Сегодня Европейский союз заинтересован в том, чтобы отойти от принципа строгого разделения труда по национальному признаку, мы хотим найти синергию между государствами-членами ЕС и третьими странами, найти возможность вести поддержку инновационной деятельности сообща.
По словам Ричарда Бургера, в рамках ACCESSRU уже проведен полноценный анализ российских программ по отраслевому принципу, которые реализуются различными министерствами и ведомствами — Министерством образования и науки, Министерством сельского хозяйства, Министерством здравоохранения и социального развития и т.д.
— Такой обзор показался очень полезным, — сказал он. — Надеюсь, сегодняшнее обсуждение позволит нам продолжить аналитическую работу в рамках этой программы. Конечно, существуют принципиальные различия в том, как ведутся инновационная и исследовательская деятельность, а также ее поддержка и финансирование в России и в странах ЕС. Как правило, в Европе речь идет о приеме заявок, а не о проведении тендеров на закупку услуг, в том числе и в исследовательской области, как сегодня это принято в России. Ваш опыт в данной сфере кажется нам очень интересным, мы уже применяли его при подготовке скоординированных конкурсов с Министерством образования и науки, Министерством торговли и ГК “Росатом”, хотели бы использовать его и в дальнейшем.
Проект ACCESSRU отнюдь не является единственной инициативой, направленной на укрепление научно-технического сотрудничества между Россией и ЕС: в той же плоскости идет работа проектов BILAT-RUS, ERA.Net, IncoNet Eastern Europe & Central Asia (EECA), INCONTACT — One World.
— Очень сложно бывает найти положительный пример участия европейских организаций в российских научных программах, — отмечает координатор ACCESSRU Светлана Клессова. — Но такие истории успеха существуют, и о них надо собирать и распространять информацию, которая поможет наладить дальнейшее сотрудничество, сблизить российских и европейских ученых. Российские научно-технологические программы не очень известны в Европе. Мы занимаемся их структурированием — определением типов, описанием нормативно-правовых рамок участия в них европейских ученых, изучаем препоны, встающие на их пути. До этого никто подобной работой не занимался. Участниками нашего консорциума уже подготовлены два  аналитических доклада: во-первых, обзор российских научных программ на английском языке. Для нас было очень важно представить европейцам основные моменты российской правовой системы: как происходит финансирование научных проектов, что за ведомства принимают решения по конкурсам, каковы основные цели наших научных программ и т.д. Второй отчет вобрал в себя результаты первого, где речь шла о доступе, правилах участия, взаимности, “ключах” возможного сотрудничества. Кроме того, нами была проделана не только  бумажная работа: в рамках  ACCESSRU  члены нашего консорциума провели несколько сотен интервью ученых из России и Европы, пытаясь понять не только  формальную, юридическую сторону вопроса, но и то, как люди относятся к таким вариантам сотрудничества, какова их ментальность. Ведь теоретически возможности для совместной работы широки, но, раз на практике это пока не происходит, надо постараться найти препоны. В этой части работы нам оказывали активную поддержку посольства стран ЕС и европейские научно-технические организации.
Исполнительный директор Аналитического центра международных научно-технологических и образовательных программ Ирина Куклина в своем выступлении обратила внимание участников на препятствия, которые создает на пути международного сотрудничества печально известный Федеральный закон о госзакупках (ФЗ-94):
— Мы решили включить в наш отчет отдельный официальный перевод ФЗ-94, где представлены все виды тендеров. Конкурсы описывали по такому принципу: являются ли они тендером или конкурсом заявок, насколько они похожи на европейские механизмы, что их с ними сближает. Согласно ФЗ-94, может быть несколько победителей в тендере, в ЕС такое было бы невозможно. Далее, отечественная конкурсная документация обычно занимает не менее 50-80 страниц, не все даже российские коллеги ее внимательно читают, а зря. Потому что все критерии оценки, все юридические требования, вся нормативная база описаны в этих документах, и мы призываем европейских ученых потратить время и изучить это досконально, в противном случае сотрудничество может не быть столь успешным, как хотелось бы. Кроме того, когда речь идет о доступе европейских исследователей к российским программам, не стоит забывать, что он будет ограничен только теми организациями, которые имеют юридический статус на уровне ЕС, а не статус национальных компаний. В случае с последними говорить о взаимности, которая должна быть в соответствии с юридическими стандартами, можно только если у них подписаны прямые соглашения с Россией.  Тут вопрос уже в том, сколько стран на данный момент заключило с нами подобные прямые соглашения.
Из позитивных моментов, выяснившихся в ходе анализа, Ирина Куклина отметила рост уровня прозрачности действия конкурсных механизмов, который заметно превышает тот, что существовал в России еще пять лет назад:
— Сегодня любой человек в качестве заявителя или частного лица может получить в Интернете полную информацию о том или ином тендере: какие организации за него отвечают, каковы условия участия, какие документы требуются. Более того, у заявителей есть возможность лично присутствовать на церемонии вскрытия конвертов с результатами тендеров, и мы призываем европейских соискателей не пропускать эти мероприятия. Также в рамках нашего исследования мы предоставляем всю информацию по оценкам и ранжированию заявок, полученных на тот или иной конкурс. Этот мониторинг велся на протяжении двух лет, и сегодня с уверенностью можно сказать, что данная информация теперь стала куда более детализированной.
Более подробно с ходом реализации проекта ACCESSRU можно познакомиться на сайте http://www.access4.eu/russia

Фото Анны Долгачевой

Нет комментариев