В едином прорыве. От сети федеральных университетов ждут синергетического эффекта.

Один в поле не воин
Федеральные университеты могут действовать как сеть, дополняя и усиливая друг друга. Эта идея возникла еще весной, когда ректоры этих вузов обсуждали письмо министру образования и науки Дмитрию Ливанову с предложением внести изменения в программы развития федеральных университетов (см. статью “Испытать на себе”, “Поиск” №35, 2013). Потом был целый ряд встреч, в ходе которых идея постепенно приобретала более конкретные черты. В дни Всемирной универсиады в Казанском (Приволжском) федеральном университете в присутствии Д.Ливанова было подписано соглашение о сетевом сотрудничестве. Детали этого сотрудничества позднее прорабатывались на встрече представителей федеральных университетов в Сколково и Калининграде, на Балтийском научно-образовательном форуме.
И вот новый шаг: в САФУ собрались проректоры по научной работе федеральных университетов, чтобы обсудить возможности сетевого взаимодействия своих вузов в области научной деятельности. Приехали представители всех федеральных, за исключением Казанского (Приволжского) — в Татарстане в те дни был объявлен траур по погибшим в авиакатастрофе. Поэтому встреча началась с минуты молчания.
Основная цель совещания, как обозначила ее ректор САФУ Елена Кудряшова, — подготовка материалов для разработки проекта дорожной карты сетевого сотрудничества по приоритетным направлениям науки, а также обсуждение дальнейших планов взаимодействия.
— В каждом федеральном университете сосредоточен огромный научный и исследовательский потенциал, использование которого при сетевом взаимодействии между университетами позволит получить значительный синергетический эффект в реализации их программ развития, в области научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, — отметила ректор.
Чтобы было понятно, о каких потенциалах идет речь, проректоры представили коллегам короткие презентации о своих вузах и рассказали о ведущих научных направлениях. Далее работа пошла по четырем группам.
Задачей первой группы было определение приоритетных направлений совместных научно-исследовательских проектов. Во второй обсуждали, как организовать сетевое взаимодействие центров коллективного пользования. В третьей — формы взаимодействия в сфере деятельности диссертационных советов. Наконец, четвертая группа сконцентрировалась на организации научно-исследовательской работы студентов и молодых ученых.
Первая рабочая группа обозначила главные направления научного сотрудничества федеральных университетов: гуманитарные исследования, энергоэффективность и энерго-сбережение, экология, информационные и коммуникационные системы, материаловедение, биология и медицина, экономика. Далее ее участники обсудили критерии и условия организации совместной работы по этим векторам, наиболее эффективные способы взаимодействия. В завершение состоялось предварительное распределение координационных ролей между федеральными университетами по направлениям научно-исследовательских проектов. Как пояснил Владимир Кружаев, проректор по науке Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н.Ельцина, то, что университет берет на себя организационную роль в проведении исследований по одному из научных направлений, не делает его самым главным, ведущим вузом в этой работе: труд предполагается совместный, и вузы будут равноправны. Еще предстоят общие встречи и конференции, в ходе которых должны сложиться рабочие группы по отдельным темам.
Предмет обсуждения второй группы — сетевое взаимодействие центров коллективного пользования, этих “научных и сервисных структур, обу-славливающих прорывные исследования и создание условий для последующего развития”, как охарактеризовал их проректор по научной работе САФУ Константин Боголицын. На заседании была выдвинута идея объединить научные базы федеральных университетов. Участники обсудили, что для этого необходимо. В частности, нужно создать общий каталог оборудования всех центров коллективного пользования, разработать механизм их взаимодействия, организовать структуру, которая координировала бы это взаимодействие. Потом можно будет планировать программы по обмену и стажировке сотрудников. “Федеральные вузы рассматриваются как плацдарм прорывного научного исследования и развития науки: есть материальная база, есть кадры, заинтересованные в научно-исследовательской работе, — отметил Константин Боголицын. — Очень важно, что университеты не обосабливаются, а, наоборот, видят во взаимодействии инструмент решения задач. Один в поле не воин! Необходимы кооперация и интеграция”.
“Проблема не в том, что у нас нет какого-то оборудования, — прокомментировал проректор по науке и инновациям Дальневосточного федерального университета Алексей Цхе, — а в том, что ученым нужна среда для общения. Подходы к решению одних и тех же задач в университетах различаются. В этом смысле сетевое взаимодействие по большим проектам было бы очень интересно”.
Работа группы по активизации научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых завершилась договоренностью о том, что федеральные университеты будут оперативно обмениваться информацией о семинарах, конференциях и других научных и социальных мероприятиях, которые они организуют и проводят. Принимать участие в них сотрудники и студенты смогут на льготных условиях. Предполагается развитие более тесного взаимодействия между студенческими сообществами.
Обсуждали и возможность проведения конкурсов студенческих научных работ: решено, что за каждым федеральным университетом будет закреплено одно из направлений конкурсной программы. Была затронута и еще одна актуальная для всех вузов тема — создание системы постдоков.
Результаты обсуждения в группах были представлены на круглом столе, в работе которого приняла участие заместитель министра образования и науки Людмила Огородова, которая, в свою очередь, высказала свои замечания и предложения. Но в целом замминистра оценила взаимодействие федеральных университетов положительно: создание вузами инструментов саморегулирования — правильная стратегия для их развития. Да и Минобрнауки гораздо легче выстраивать партнерство с профессиональным сообществом, а не с отдельными университетами.
Следующее совещание проректоров по научной работе запланировано на январь. Оно пройдет в Уральском федеральном университете.
Есть контакт!
Интегрирующая роль САФУ проявилась недавно еще в одном мероприятии – в стенах университета прошел I Беломорский студенческий форум. Его участниками стали порядка двухсот человек, больше трети прибыли из 29 вузов других городов, в том числе из всех федеральных университетов.
В дни работы форума состоялся круглый стол в режиме видеоконференции “Развитие сетевого взаимодействия студенческих объединений федеральных университетов” с участием заместителя министра образования и науки РФ Вениамина Каганова и ректора Российского университета дружбы народов Владимира Филиппова. Студентов интересовали очень конкретные и актуальные вопросы, например, будет ли развиваться академическая мобильность внутри страны, будет ли у студентов возможность сдачи сессии в других университетах, почему программа развития деятельности студенческих объединений рассчитана только на год и как будет решаться вопрос с платой за общежития. Замминистра отвечал подробно, дружелюбно и не без юмора. После окончания видеоконференции общение представителей ректората САФУ и студенческих объединений федеральных университетов продолжилось. В частности, Елена Кудряшова рассказала гостям о проекте “Арктический плавучий университет” и предложила в предстоящую экспедицию взять сборную команду из представителей федеральных университетов.
Форум — веселый студенческий праздник общения и познания. Каждый участник смог здесь найти себе дело по душе: организаторы (в большинстве своем сами студенты) предложили разнообразные мастер-классы и тренинги. На разных площадках были организованы обучающие программы по пяти тематическим направлениям.
Работа на площадке “Студенческое самоуправление” шла в форме ток-шоу с участием пяти команд, представители которых должны были выразить точку зрения своей группы (и, если потребуется, ответить на вопросы из зала). Как мотивировать студентов к участию в общественной жизни? Как будут развиваться органы студенческого самоуправления? Какие существуют механизмы и способы социального партнерства? Командам давалось 10 минут, чтобы сформулировать тезисы ответа и выдвинуть своего представителя, которому предстояло донести их до остальной аудитории. “Ток-шоу направлено на оттачивание умения отстаивать свою (или, как сегодня, коллективную) точку зрения. Кроме того, дискуссионная площадка помогает повысить ораторское мастерство”, — пояснила Елизавета Овсянникова, тренер площадки “Студенческое самоуправление”.
На мастер-классе технической направленности молодые программисты получили доступ к новым знаниям в области ИT-технологий в ходе решения задач, связанных с созданием информационных платформ, сайтов и программ нового поколения для оптимизации учебного процесса в вузах.
На “Спортплощадке” обсуждали проблемы развития студенческих спортивных клубов. И тоже вопросы для осмысления задавались, что называется, без скидок на возраст: информационное обеспечение деятельности спортклубов, взаимодействие с администрацией вуза, с другими спортивными объединениями…
Студенты, выбравшие мастер-классы по арт-направлению, не только дискутировали, делясь опытом, но и создавали макеты художественных объектов по предложенной тематике. А под практическое занятие по росписи им дали даже целую комнату отдыха в одном из общежитий САФУ.
Самая большая по длительности работы площадка — “Кино и анимация”. В рамках форума прошел Всероссийский фестиваль короткометражных фильмов “Ледяная хлопушка”. По словам организаторов, задача его была, прежде всего, просветительской — научить молодых людей азам кинопроизводства. В течение нескольких дней студенты снимали свои ролики. Помогали им в этом, делясь и теоретическими знаниями, и практическими умениями, профессионалы киноиндустрии из Москвы и Санкт-Петербурга, которые провели мастер-классы по операторскому искусству, монтажу, сценарному делу и режиссуре. В итоге шесть команд представили на суд жюри свои короткометражки. Первое место занял фильм “В одном направлении”, простая история о любви. Его авторы поедут на кинофестиваль Nuff в Норвегию в июне 2014 года.
…В заключительный день работы форума был принят за основу устав Ассоциации органов студенческого самоуправления федеральных университетов, подписано Соглашение о намерении создания Ассоциации студенческих советов общежитий, а также учреждено Архангельское региональное отделение Всероссийского студенческого союза. Контакты налажены! Пожалуй, это один из главных результатов I Беломорского студенческого форума.

Наталия Булгакова
(использованы материалы,
предоставленные
пресс-службой САФУ)

Нет комментариев