Для эрудиции и мотивации. Ученые взяли шефство над учителями.

Фонд “Современное Естествознание” провел в Институте радиоэлектроники РАН конференцию “Естественные науки в российской школе”.
В последние годы фонд организует в различных регионах страны серию образовательно-просветительских мероприятий, ориентированных на учителей-естественников, в первую очередь молодых. В ходе школ-конференций профессиональные темы обсуждают известные ученые, ведущие вузовские профессора с одной стороны и учителя — с другой, в том числе из школ, расположенных в малых городах и селах. В фонде уверены, что такие встречи способствуют повышению научной эрудиции и профессиональной мотивации учителей физики, химии, математики и биологии.
Формат школ-конференций предусматривает выступление известных ученых и профессоров со специально подготовленными лекциями о состоянии, перспективах и достижениях науки. Проводятся также семинары по проблемам преподавания естественно-научных дисциплин в школах с участием ученых и опытных педагогов-методистов, организуются круглые столы. Когда мероприятия проводятся в научных институтах, учителя имеют возможность не только услышать, но и увидеть, как “делается наука”: для них организуют экскурсии по лабораториям.
На конференции в ИРЭ РАН было представлено множество интересных докладов. Среди них стоит отметить лекцию кандидата экономических наук Елены Смирновой “Что скрыто за экологической маркировкой”. Елена рассказала об “экологических знаках”, которые графически отображают сведения экологического характера о товаре или услуге. То есть, разбираясь в них, можно выбрать продукцию, которая оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, чем аналогичные товары, или произведена с применением экологически оптимальных технологий.
Большой интерес также вызвала лекция председателя Попечительского совета фонда “Современное Естествознание” академика Юрия Гуляева (на снимке) “Неинвазивные методы медицинской диагностики”. Она была посвящена измерению и картированию физических полей и излучений тела человека с целью ранней медицинской диагностики.
Затем прошел мастер-класс редактора журнала “Химия и жизнь” Любови Стрельниковой “Следствие ведут химики”, на котором она вместе со своими ассистентами-школьниками провела серию захватывающих химических опытов. Присутствующие узнали среди прочего о том, как легендарный Казанова, пытаясь убежать из темницы, использовал уксус для размягчения мра-мора.
Завершил мероприятия круглый стол, в котором принял участие декан педагогического факультета МГУ профессор Николай Розов. Он определил несколько ключевых проблем в сегодняшней школьной системе. Первая касается детей, которые просто не хотят учиться. Самый актуальный вопрос на сегодня, по мнению профессора: “Что делать с массовым школьником?”. Он хоть и не достигает высот, но все же имеет право на внимание. Вывод: необходимо уже сейчас создать хотя бы какие-то базовые программы для работы с неодаренными детьми.
И вторая проблема касается подготовки кадров, то есть учителей. Николай Розов привел пример своих выпускников, которые, имея высокий уровень профессиональной компетенции, просто не смогли ужиться в школах. “А все почему? Они слишком умными оказались, многого от учеников требуют”, — посетовал профессор.
Также обсуждались ЕГЭ и его роль в современном российском образовании. Дискуссия была жаркой, но к единому мнению участники так и не пришли. Впрочем, они готовы и в дальнейшем встречаться и искать ответы на наболевшие вопросы.

Анастасия ОРЛОВА
Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев