Плюс за парус. Российские школьники улучшили результаты в международном тестировании.

Результаты международного исследования Programme for International Student Assessment (PISA) 2012 года были представлены во всем мире 2 декабря. Российское оглашение этих данных проходило в РИА Новости. Выяснилось, что успехи отечественных школьников близки к среднему уровню.
Основная цель исследования PISA, которое осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития, — оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Причем тестирование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на способность применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Открывая презентацию российских итогов международного тестирования, первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк напомнила, что Россия участвует в трех ведущих международных исследованиях качества общего образования: TIMSS (проверяется качество математического и естественно-научного образования), PIRLS (тестируется качество чтения и понимания текста) и собственно PISA. Но если в первых двух исследованиях, характеризующих академические знания, наши школьники традиционно занимали неплохие позиции, то в PISA, проверяющем сформированность навыков практического использования полученных знаний, они всегда проигрывали. Так, в 2000 году, когда российские школьники участвовали в этом тестировании впервые, они заняли обидное предпоследнее место.
В исследовании 2012 года основное внимание уделялось математической грамотности и выявлению тенденций развития математического образования в мире за последние годы. В нем приняли участие около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран. Выборка российских учащихся 15-летнего возраста в 2012 году включала свыше 5 тысяч школьников из 227 образовательных учреждений 42 регионов нашей страны. В качестве дополнительной части в исследовании PISA-2012 проводилось компьютерное тестирование учащихся с использованием нового типа интерактивных задач по математической и читательской грамотности, а также по решению комплексных проблем. Новым направлением стало изучение финансовой грамотности 15-летних учащихся.
В России исследование осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования при активном участии Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Руководитель Центра оценки качества образования, руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева отметила, что недавние результаты дают ответы на следующие вопросы:
Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?
В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?
Выяснилось, что состояние российского образования по версии PISA-2012 изменилось в лучшую сторону по всем направлениям. Это хорошо видно на примере оцениваемой математической грамотности, которая демонстрирует способность описать математическими терминами реальные жизненные задачи, а затем решить их. В этом году школьникам предложили подумать, как снизить расходы топлива, которые связаны с транспортировкой грузов.Описывалась реальная ситуация и сообщалось, что 95 процентов товаров в мире перевозится по морю, в связи с чем расходы дизельного топлива очень высоки. Одно из предложений инженеров заключалось в том, чтобы добавить кораблям паруса — расход топлива сократится за счет использования силы ветра. Если такую задачу сформулировать классически (“через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?”), то ее легко решили бы наши пяти-шестиклассники. Однако, будучи поданной в несколько завуалированной форме, задачка (она была отнесена к высочайшему уровню сложности) вызвала трудности и у девятиклассников: с ней справились лишь 16 процентов российских школьников, в результате наша страна набрала 482 “математических” балла. Впрочем, и в мире ситуация не лучше. Рядом с нами — 15-летние учащиеся из девяти развитых стран с системами образования высокого уровня — Норвегия, Португалия, Италия, Испания, Словацкая Республика, США, Литва, Швеция, Венгрия. Лидеры в этом состязании страны Юго-Восточной Азии.
И все же в 2012 году наметились положительные тенденции в результатах российских учащихся практически по всем направлениям грамотности. По сравнению с предыдущим циклом исследования (2009 год) средние результаты по математической грамотности повысились на 14 баллов (с 468 до 482 баллов). По читательской грамотности (способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и читать для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни) результаты улучшились на 16 баллов (с 459 до 475 баллов). В области естественно-научной грамотности (характеризует способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественно-научной проблематикой и т.п.) результаты повысились на 8 баллов (с 478 до 486 баллов). Увеличилось также число учащихся с высокими уровнями математической, читательской и естественно-научной грамотности и уменьшилось количество “отстающих” школьников.
Говоря о тенденциях, которые удалось выявить в ходе проведения PISA-2012, Галина Ковалева отметила повышение средних результатов. Около 40 стран повысили свои результаты по математике. Кроме того, в недавнем исследовании было показано, что формальная математика — основа математической грамотности. Те страны, которые ориентируются исключительно на прикладные результаты, не достигли успеха. Поэтому, отметила Галина Ковалева, у России есть хорошие шансы продолжать движение вперед.

Светлана БЕЛЯЕВА
Иллюстрации из презентации Г.Ковалевой

Нет комментариев