На саночках

“Запретный город” строили с использованием ледовой дороги, политой водой. Об этом свидетельствует переведенный недавно китайским ученым исторический документ. С подробностями — Live Science.
Самый большой в мире дворцовый комплекс, резиденция китайских императоров двух последних династий Минь и Квинь в центре Пекина, названная “Запретный город”, была построена в XVI веке из огромных каменных блоков. Их доставляли из каменоломни, расположенной в 70 километрах от места строительства. Самый тяжелый из этих валунов сейчас весит более 220 тонн, а изначальный его вес, по подсчетам специалистов, мог составлять более 330 тонн. Поскольку спицевые колеса были известны китайцам за полтора тысячелетия до нашей эры, предполагалось, что доставка огромных строительных блоков осуществлялась колесными транспортными средствами вроде платформенных телег. Однако Цзян Ли (Jiang Li), инженер из пекинского Университета науки и технологии (University of Science and Technology), переведя документ 500-летней давности, обнаружил, что по крайней мере один из камней особенно больших размеров — длиной около 9,5 метра и весом в 135 тонн — был доставлен в “Запретный город” по льду на полозьях, а тащила его группа мужчин в течение 28 дней, и было это зимой 1557 года. 
Для того чтобы объяснить, почему спустя 3000 лет после создания колеса гигантский валун тащили на полозьях, Ли с коллегами произвели подсчеты энергии, которая могла быть затрачена на достижение цели санным путем. Согласно древнему документу, каждые 500 метров рабочие копали колодец для извлечения воды, которой поливали ледяную дорогу. Таким образом увеличивалось скольжение и облегчался путь груза. По оценкам инженеров, на то, чтобы протащить 123-тонный камень из каменоломни к “Запретному городу” по политому водой льду, достаточно силы 50 мужчин или даже меньше. На доставку того же груза на то же расстояние, но по голому грунту потребовалось бы полторы тысячи человек. Средняя расчетная скорость продвижения 123-тонного камня на полозьях по влажному льду составляет восемь сантиметров в секунду. Это достаточно быстро для того, чтобы вода на поверхности льда не успевала замерзнуть. Все эти обстоятельства должны были отдать предпочтение способу перемещения строительных блоков по гладкому скользкому льду, а не по ухабистой дороге на колесных платформах. В документе, который перевел Ли, отражены древние споры относительно выбора пути доставки камней для строительства “Запретного города”. Санный транспорт мог требовать большего количества рабочих, времени и денег, чем телеги, запряженные мулами, а на полозьях тяжелый груз доставлялся хоть и медленнее, но надежнее, отмечает издание Live Science. Научная статья о новых деталях строительства “Запретного города” опубликована в Трудах Национальной академии наук (Proceedings of the National Academy of Sciences) США.

Нет комментариев