Хвосты, как у кометы

Космический телескоп “Хаббл” обнаружил необычный астероид с шестью хвостами. Об этом сообщает Nature News.
В журнале Astrophysical Journal Letters вскоре будет представлено беспрецедентное наблюдение: зарегистрированное под номером P/2013 P5 10 сентября этого года космическим телескопом “Хаббл” (Hubble Space Telescope) странное хвостатое небесное тело. Этот объект из внутреннего астероидного пояса вращается по орбите астероида, но шесть его пылевых хвостов внешне напоминают хвосты кометы, и, как отмечает Nature News, избыточная “хвостатость” придает ему сходство с автоматическим поливальщиком газонов. “Я наблюдал множество комет, но никогда прежде не доводилось видеть что-либо подобное”, — комментирует открытие Харольд Уивер (Harold Weaver) из Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins Applied Physics Laboratory) в Мэриленде. Ученые предполагают, что вращение астероида ускоряется благодаря поглощению и последующему отражению солнечного света от этого вертящегося асимметричного тела. Если результирующие силы раскручивают астероид до достаточно высокой скорости, то слабая гравитация этого тела не способна обеспечивать его интактность — поверхность должна раскрошиться и выбросить в пространство потоки пыли, считают ученые. Таков предлагаемый авторами публикации сценарий образования множества наблюдаемых у астероида P/2013 P5 хвостов.
Обычные кометы состоят по большей части из водного льда, и их хвосты образуются из водяных паров и других газов, выбрасываемых под воздействием солнечного света и вовлекающих в свои потоки также пыль. Однако, по мнению исследователей, локализация P/2013 P5 такова, что он, по всей вероятности, относится к семейству астероидов, в которых почти нет воды. По словам Уивера, каждый из хвостов этого астероида возник в отдельном пылевыбрасывающем событии, которое могло начаться прошлой весной. Вряд ли такой хвост образовался при столкновении с другими каменными космическими телами, потому что в таком случае вся астероидная пыль была бы выброшена в едином событии, поясняют ученые. Рабочая версия, объясняющая множество хвостов, на которые в итоге рассыплется необычный астероид, — это описанный ротационный распад. Планетолог Уильям Ботке (William Bottke) из Юго-Западного исследовательского института (Southwest Research Institute) в Боулдере, штат Колорадо, назвав этот сценарий правдоподобным, а само открытие “крутым”, в то же время отметил, что механизм образования хвостов у астероида еще “далек от того, чтобы считаться доказанным”. По его мнению, нужны более убедительные данные о скорости вращения объекта, а кроме того, по словам ученого, астероид имеет околоповерхностный осадочный лед, и он, нагреваясь от Солнца, может образовывать пылевые хвосты.