Не хуже прочих. Россияне умеют читать и считать.

В Национальном исследовательском университете “Высшая школа экономики” недавно прошла презентация результатов международного исследования компетенций взрослого населения — PIAAC. В проекте приняли участие более 157 тысяч респондентов из 24 стран-участниц и стран-партнеров Организации экономического сотрудничества и развития. Впервые были охвачены и россияне — более 5 тысяч человек в возрасте от 16 до 65 лет из почти 100 населенных пунктов.
Цель, которую ставят инициаторы исследования, — выяснить уровень базовых компетенций населения и понять, насколько свободно взрослые люди умеют пользоваться как традиционными, так и современными социально-культурными средствами получения и передачи информации — книгами, компьютером, цифровыми технологиями. Результаты исследования в будущем должны будут помочь выстроить работу по развитию навыков и компетенций населения. Это важно для достижения сбалансированности на рынке труда.
“Раньше мы знали о наличии дипломов, уровне образования и все. У нас не было никакой информации о том, что в качественном плане означает наличие того или иного диплома”, — говорит руководитель проектов по образованию Московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев. В рамках PIAAC исследователи оценивали навыки респондентов в трех областях: грамотность чтения, математическая грамотность и способность к решению задач в технологически насыщенной среде (компьютер, цифровые технологии, Интернет и т.д.).
Напомним, программу с 2007 года реализует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно со странами-членами ОЭСР. Исследование в России провел Институт образования НИУ ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ и участии Минобрнауки. Теперь и у нас появилась возможность сравнить уровень грамотности российских граждан с жителями ряда других стран.
Полученные данные показали, что средний балл по грамотности в области чтения для России (275 баллов) выше среднего балла стран-членов ОЭСР (273). На том же уровне Бельгия (275), Чехия (274), Словакия (274) и Эстония (276). Значительно лучше показатели в Японии, Финляндии, Нидерландах, Австралии, Швеции, Норвегии. В Японии, например, средний балл по грамотности в области чтения самый высокий среди всех участников исследования и равен 296. Затем следуют Финляндия с 288 и Нидерланды с 284 баллами.
Стоит добавить, что умение граждан читать не всегда отражает степень развития системы образования. К примеру, у Дании, Германии и США средний балл по чтению ниже, чем у России. Наименьшее количество баллов получили Испания и Италия.
Что касается математической грамотности, то тут Россия занимает 13-е место, ее средний балл — 270. Стоит отметить, что средний показатель в странах-членах ОЭСР — 269, разница, как очевидно, невелика. Наиболее “математически грамотными” оказались опять же Япония (288) и Финляндия (282), наименее — США (253), Испания (247) и Италия (246).
“Третий параметр представлял для наших экспертов немалый интерес, так как до сих пор во многих странах, включая и Россию, большая часть населения не имеет опыта обращения с компьютером или пользуется им неуверенно”, — отметил национальный координатор PIAAC в РФ Олег Подольский. Согласно результатам исследования, в возрасте от 16 до 65 лет таковых в России 48,5%. В целом исследователи отмечают некоторое отставание россиян в этом “виде” от представителей развитых стран мира.
В ноябре 2013 года состоится расширенная конференция, посвященная результатам PIAAC. На ней пройдут дискуссии экспертов, посвященные результатам исследования и его влиянию на дальнейшую социально-экономическую и образовательную политику в России.

Анастасия ОРЛОВА

Нет комментариев