Битва гипотез

Бурное эволюционирование человека на протяжении последних 2 миллионов лет может быть связано с появлением Великих Африканских озер. Новая идея конкурирует с так называемой саванной гипотезой. Об этом сообщает Newscientist.com.
Саванная гипотеза предполагает связь между изменением ландшафта в среде обитания гоминид и возникновением у них бипедализма, то есть прямохождения. Согласно этой теории, около 10 миллионов лет назад произошло похолодание, приведшее к замене тропических лесов на саванны, что побудило наших далеких предков эволюционировать, приспосабливаясь к новым условиям, в частности, стать прямоходящими. У человека, вставшего на ноги, со временем стал увеличиваться объем головного мозга.
Новая теория, представленная в последнем номере открытого рецензируемого журнала PLoS ONE британскими учеными Марком Маслиным (Mark Maslin) из Университетского колледжа Лондона (University College London) и его коллегой Сюзанной Шульц (Susanne Shultz) из Университета Манчестера (University of Manchester), объясняет, почему все главные эволюционные продвижения раннего человека происходили в Восточной Африке. Антропологи задались конкретным вопросом: могло ли повлиять само по себе существование озер в Восточно-Африканской, или Великой, рифтовой долине на живущих там гоминин (подсемейство гоминид)? Маслин предположил, что относительно короткие, но очень важные для эволюции человека периоды чрезвычайной изменчивости 2,6, 1,8 и 1 миллион лет назад совпадали по времени с быстрым изменением размеров озер Большой рифтовой долины, которое было обусловлено количеством дождевой воды, выпадавшей в регионе, а это, в свою очередь, отражалось на климате, в котором обитал человек.
Для проверки этой идеи Маслин и Шульц собрали данные о глобальном и региональном климате за последние 5 миллионов лет и дополнили их данными о существовании или отсутствии озер Рифтовой долины. Затем эти климатические показатели сопоставили с представлениями о происхождении и вымирании видов древних людей, а также с изменением размеров человеческого мозга. Присутствие озер оказалось лучшим прогнозирующим фактором человеческой эволюции, чем изменения климата, а самые значимые эволюционные события происходили тогда, когда озера появлялись и исчезали быстро. В частности, разнообразие гоминин достигло своего пика — шести видов — около 1,9 миллиона лет назад, именно тогда, когда озера Рифтовой долины наполнялись и истекали активнее всего. Этот период отмечен появлением рода Homo, а также крупнейшим скачком в увеличении объема мозга и возникновением Homo erectus (человека прямоходящего). Быстрое изменение величины озер, которое было связано с быстро меняющимся количеством осадков и резкой сменой влажных периодов засухами, явилось для гоминин экологическим вызовом, требующим инновационных решений, а это не могло не отразиться на размерах головного мозга, считают авторы.